Пресс-релизы

«Спящая красавица». Классика глазами современника

13 Октября 2016

НОВАТ готовится представить балет «Спящая красавица» в оригинальной версии выдающегося современного хореографа Начо Дуато. Знаменитый испанец, ныне возглавляющий Государственный балет Берлина, обратился к балету Чайковского во время своей работы в России. Сейчас его спектакль, наполненный добротой и тонким юмором, можно увидеть только в Санкт-Петербурге и Берлине. Новосибирск станет третьим городом, где волшебная сказка, переосмысленная нашим современником, принесет радость зрителям всех поколений. «Спящая красавица» - это бесспорный повод для семейного похода в театр.

«Сильно сомневаюсь, что сейчас танцуют так же, как 120 лет назад, - говорит Начо Дуато. - Я хотел сделать что-то свое, но в рамках классики: пуанты, пачки, пируэты. Я не реставратор, который восстанавливает былой вид вещей, я, скорее, архитектор, который создает нечто новое. Мне неинтересно подкрасить, подрисовать то, что было уже до меня. Но это не из-за отторжения версии Петипа, а наоборот, из уважения к ней».

Классическая версия Мариуса Петипа, созданная в 1890 году в тесном сотрудничестве с Чайковским, считается «энциклопедией классического балета». Дуато тонко цитирует ее наиболее известные сцены, например, знаменитое адажио Авроры и принцев. Но, позволяя себе аллюзии на старинную хореографию, постановщик, известный стильными и неожиданными решениями, по-новому видит ряд ключевых моментов. Так, образ Феи Карабос совершенно преображается: это эффектная молодая женщина, властная, уверенная в своих чарах и красоте. А у добрых Фей появляются кавалеры, которые их сопровождают. После петербургской премьеры критики отметили, как черты фирменного стиля Начо Дуато преобразили академическую хореографию: «к «классическим» ногам прилагаются текучие руки и свободные спины» («Известия»).

«В постановке Начо Дуато очевидна дань уважения по отношению к Петипа, – считает ассистент хореографа-постановщика народная артистка России Жанна Аюпова. – В спектакле есть несколько моментов, которые перекликаются с постановкой великого балетмейстера. «Спящая красавица» Дуато – это классический спектакль, где есть место элементам современной хореографии».

Действие сказочного балета разворачивается в декорациях, выполненных по эскизам сербской художницы Ангелины Атлагич. «Я вспомнила, как впервые познакомилась с историей о принцессе Авроре. В школьной библиотеке я взяла книгу со сказками, но в ней не было ни одной картинки, мне самой нужно было придумывать, как выглядят сказочные персонажи, – делится воспоминаниями художник-постановщик Ангелина Атлагич. – Тот образ, который сложился в моем сознании тогда, лежит в основе оформления спектакля. Детские воспоминания, впечатления, мечты, тот сказочный мир, который живет в воображении каждого ребенка, для меня важно было попытаться воссоздать».

«Спящая красавица» Дуато станет пятым оригинальным обращением НОВАТа к балету Чайковского. Первый спектакль на новосибирской сцене в классической версии Мариуса Петипа был показан в 1952 году. Постановка 1996 года с возобновленной Сергеем Вихаревым хореографией Петипа и декорациями Игоря Гриневича шла на сцене театра более 15 лет.