Ближайшие
спектакли
03 Июля, Пн
19:00
04 Июля, Вт
19:00

Постановщики

Либретто Юрия Григоровича, по мотивам Рафаэлло Джиованиоли, Николая Волкова и сюжетам древней истории
Музыкальный руководитель возобновления и дирижёр: Петр Белякин 
Хореограф-постановщик: Юрий Григорович
Художник-постановщик: Симон Вирсаладзе
Хормейстер: Вячеслав Подъельский
Художники возобновления: Владимир Румянцев (декорации), Михаил Соколов (свет)
Ведущий репетитор балета: Владислав Федонин
Хормейстер: Сергей Тенитилов

3 часа

два антракта

Премьера состоялась 11 марта 1977 года

Возобновление спектакля 30 апреля 2011 года

Гастроли со спектаклем: Италия (1979, 2003), Испания (1991, 1995), Аргентина (1991), Египет (1994), Португалия (1995, 1996), Голландия, Бельгия (1996), Макао (1996), Япония (1998), Республика Корея (2007).

Новосибирск стал первым региональным центром, где появилась легендарная постановка Юрия Григоровича и Симона Вирсаладзе. Грандиозная сцена идеально соответствовала масштабу замысла, а новосибирские танцовщики — представлениям соавторов о героях Древнего Рима.

Место и время действия — Древний Рим.

Действие первое

Картина первая — Нашествие

Без жалости топчет порабощаемые страны военная машина императорского Рима. Страшен и бесчеловечен полководец Красс. После его похода всюду остается лишь выжженная земля и тысячи тысяч пленных. Среди них фракиец Спартак.

Монолог Спартака. Он родился свободным человеком и должен быть свободным. Он не будет рабом.

Картина вторая — Рим

У стен столицы империи разделяют пленных мужчин и женщин, чтобы порознь выгоднее продать их богатым римским патрициям. У Спартака отбирают его Фригию.

Монолог Фригии. Нет меры ее горю: рабом стал самый дорогой человек — Спартак, и она не только невольница Рима, но и того, кто сейчас купит ее, навсегда уведет от Спартака.

Картина третья — Оргия у Красса

Случилось самое страшное — Фригию купил Красс. Эгине, наложнице Красса, смешон и непонятен испуг Фригии. Ей важны только золото, власть, вино, кровь рабов — все, что может зажечь ее кровь. В зал вталкивают двух гладиаторов. Жизнь получит тот, кто победит, и гладиаторы с завязанными глазами должны биться насмерть. С победителя срывают маску. Это Спартак.

Монолог Спартака. Он — убийца такого же невольника, как он сам. Что заставят его делать дальше? А что может сделать он? Чего хочет сам?

Картина четвертая — Казарма гладиаторов

Он хочет жить на своей земле, любить свою жену, быть свободным. Нужно разорвать цепи, бежать из рабства. К этому зовет Спартак своих единоплеменников-гладиаторов. Клятвой верности отвечают ему друзья. Гладиаторы бегут из казарм.

Действие второе

Картина первая — Аппиева дорога

В ночной покой пастухов, коротающих время у дороги, врываются восставшие. На призыв Спартака — примкнуть к ним — откликаются не только пастухи: горстка смельчаков обрастает лавиной рабов. Спартака провозглашают вождем.

Монолог Спартака. Вождь? Но не такой, как Красс. Спартак примет власть, чтобы вернуть свободу тысячам людей, своей Фригии. Где она? Найти ее, освободить!

Картина вторая — Пир у Красса

Спартак находит Фригию. Велика радость встречи двух любящих. Но им надо прятаться от богатых патрициев и Эгины, идущих на пир к Крассу.

Монолог Эгины. Красс хочет подчинить себе весь мир, а Эгина — Красса. Он этого добивается силой и жестокостью, она — хитростью и коварством. Но цель у них одна — власть, слава, богатство.

Картина третья — Торжество Красса

Патриции славят Красса — земного бога на Олимпе его могущества и побед. И вдруг страшная весть прерывает поток дифирамбов — виллу окружили войска Спартака. Бегут прославленные полководцы, бегут в страхе Красс, Эгина...

Монолог Спартака. Победа! Победа! Сила римлян — лишь в оружии их легионеров и в покорности побежденных. Сами патриции — трусы. Об этом должны узнать все восставшие.

Картина четвертая — Поражение Красса

К Спартаку приводят пойманного Красса. Патриций узнает бывшего гладиатора. Восставшие хотят убить римского полководца, но Спартак отводит занесенные над ним мечи. Красс может спасти свою жизнь так же, как это делали по его приказу гладиаторы, но в открытом бою. Восставшие — не убийцы, а воины.

Красс не может справиться с вышедшим против него Спартаком. Спартак гонит его прочь: он презирает Красса, пусть все видят трусость и ничтожество честолюбивого патриция.

Действие третье

Картина первая — Заговор

Опозоренный Красс клянется жестоко отомстить рабам, поставившим его на колени. Эгина разжигает в нем ненависть. Красс сзывает военачальников — в поход, смерть восставшим! Эгина напутствует его.

Монолог Эгины. Берегись, Спартак! Что может сделать разгневанная женщина — не сделает никто. Эгина отомстит за страх потерять право быть первой наложницей первого полководца.

Картина вторая — Лагерь Спартака

Эгина приходит в лагерь спартаковцев. Недаром Фригия боится беды, любящим сердцем чует ее в темноте ночи. Спартак пытается утешить подругу, но не о себе тревожится она. Спартаку приносят весть — на них идут легионеры Рима. Спартак предлагает план битвы и требует от своих вождей клятвы верности. Слабых пугает смелое и опасное решение Спартака.

Монолог Спартака. Восставшие проигрывают битву, если раздор между военачальниками ослабит их войско. Но лучше смерть в бою, чем жизнь в цепях.

Картина третья — Предательство

Преданные вожди ждут сигнала Спартака к бою и по первому зову идут за ним. Мгновение — к ним присоединились бы и дрогнувшие, но из темноты ночи выходит Эгина. Вино, куртизанки — и слабые становятся предателями. Их берут в плен отряды подошедшего Красса. Щедро вознаградит Красс Эгину за помощь.

Монолог Красса. Но смертью заплатит Спартак за унижение, которому его подвергли рабы. Красс догонит войско Спартака и уничтожит его.

Картина четвертая — Последний Бой

Легионеры Красса окружают отряды Спартака. В неравной битве редеют ряды его верных соратников. Спартак бесстрашно идет на полчища римских наемников. Но посланцы Красса сжимают его в смертельное кольцо и поднимают на копья. Безутешно горе пришедшей на поле боя Фригии. Вместе с ней вечно будет оплакивать Свобода своего первого героя, восставшего против рабства. Бессмертию принадлежит его имя и подвиг.