Малая сцена
6+

С участием Дарьи Шуваловой, Константина Захарова, Ирины Новиковой, Алексея Лаушкина, Софии Бачаевой, Максима Головачева, Галины Кузнецовой, Дирижёр — Эльдар Нагиев

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА

Малыш и Карлсон

маленькая опера в 2-х действиях
по мотивам трилогии Астрид Линдгрен
музыка: Антон Гладких

Малая
сцена
27 Ноября, Сб
13:00
Специальные предложения
Спектакль участвует в программе
Пушкинская карта

исполнители

Постановщики

Музыка: Антон Гладких
Либретто: Евгений Фридман по мотивам трилогии Астрид Линдгрен
Сценическая редакция: Вячеслав Стародубцев
Оркестровая редакция: Александр Абраменко

Режиссер-постановщик, автор художественной концепции: Вячеслав Стародубцев
Музыкальный руководитель и дирижер: Евгений Волынский
Художник-сценограф: Тимур Гуляев
Художник по костюмам: Елена Олейник
Пластическое решение: Сергей Захарин
Художник по свету: Сергей Скорнецкий
Художник видеоконтента: Вадим Дуленко

Дирижер: Эльдар Нагиев
Ассистенты режиссера: Игорь Бондаренко, Николай Нацыбулин
Ассистент по пластике: Анна Рябухина

В спектакле заняты солисты:
Малыш – Галина Петкевич, Дарья Шувалова
Мама Малыша – Ольга Колобова, Ирина Новикова
Папа Малыша – Алексей Лаушкин, Андрей Триллер
Боссе, брат Малыша – Виктор Дитенбир, Максим Головачёв
Бетан, сестра Малыша – София Бачаева, Юлия Юмаева
Карлсон – Константин Захаров, Евгений Козырев
Фрекен Бок – Галина Кузнецова, Светлана Токарева
Рулле, жулик – Константин Буинов, Роман Верещагин
Филле, жулик – Руслан Балягов, Андрей Исаков

1 час 30 минут

один антракт

Мировая премьера оперы (первая постановка) состоялась на сцене Новосибирского театра оперы и балета 20 ноября 2021 года.

На сцене НОВАТа – мировая премьера оперы «Малыш и Карлсон» петербургского композитора Антона Гладких на либретто Евгения Фридмана.

«Наш спектакль про мечту. Про детство, когда было можно всё! В детстве каждый из нас умел мечтать, и в своих мечтах уносился далеко ввысь. В детстве мы открывали тысячи миров, бороздили необъятный космос и посетили сотни планет. С возрастом летать все труднее, но так важно оставаться ребёнком и не терять ощущение высоты и свободы. Диалог между Малышом и Карлсоном – это диалог детства с взрослостью, практически диалог с самим собой», – Вячеслав Стародубцев, режиссер-постановщик.

Карлсон, очаровательный рыжеволосый хулиган, проказник и очень уверенный в себе «мужчина в самом расцвете сил», способен развеселить и заставить смеяться даже самого грустного человека. Он появляется в жизни Малыша как раз тогда, когда мальчику не помешало бы немного взбодриться и… пошалить! Взорвать паровую машину – на раз-два. Сбежать из дома и улететь на незнакомую крышу – проще простого. Нарядиться привидением, напугать местных бандитов, стащить плюшки – вот лучшие занятия, когда твой друг – Карлсон. И пусть семья считает его лишь выдумкой, фантазией, они ошибаются, вот увидите!

Опера «Малыш и Карлсон» была написана в 2021 году по мотивам трилогии Астрид Линдгрен специально для Новосибирского театра оперы и балета. Автором музыки выступил петербургский композитор Антон Гладких – член Союза Композиторов России, автор многочисленных оркестровых, камерных, вокальных сочинений, исполненных российскими коллективами и иностранными исполнителями в Финляндии, Голландии, Бельгии, на Украине и в разных городах России. Либретто оперы написано Евгением Фридманом – литератором, поэтом, драматургом, мюзиклы и оперы по либретто и пьесам которого были поставлены в Москве, Петербурге, Саратове и Германии. Яркие костюмы для оперы «Малыш и Карлсон» были придуманы Еленой Олейник, а уютные крыши Стокгольма ожили благодаря декорациям Тимура Гуляева. Режиссером-постановщиком, автором художественной концепции выступил Вячеслав Стародубцев, музыкальным руководителем и дирижером – Евгений Волынский.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В столице Швеции, в прекрасном городе Стокгольме, на последнем этаже под самой крышей дома живет замечательная семья – Малыш, или Сванте Свантесон, его мама, папа, старшие брат Боссе и сестра Бетан.

Боссе сочиняет песню, а Бетан внимательно слушает – ей нравится музыка брата. А почему бы вместе и не спеть ее, тем более, что новая песня Боссе об их удивительном городе Стокгольме, вид на который чудесным образом открывается с их крыши. Все-таки здорово, что их семья живет на последнем этаже, а если бы они еще умели летать…

А вот и Малыш, правда вид у него уж больно грустный. Он мечтает о щенке, с ним он не будет чувствовать себя одиноким. Однако родители не разрешают Сванте заводить питомца – мальчик итак отстает в учебе, а что же будет, если у него появится собака.

Но вот Сванте остается один в комнате, он погружен в свои мечты, как вдруг раздается странный звук. Малыш не верит своим глазам – прямо к нему в комнату влетает рыжеволосый человечек с пропеллером – Карлсон. Сванте не против гостей, а раз теперь их в комнате двое, то почему бы и не поиграть. Но во что? Взгляд Карлсона падает на паровую машину. Малыш сомневается – без папы или Боссе нельзя ее запускать. Но как можно отказать Карлсону – «лучшему в мире специалисту по паровым машинам». Рыженький человечек зажигает мотор, и паровая машина… взрывается! Карлсон улетает, а на звуки взрыва прибегает вся семья мальчика…

Да, Сванте провинился, теперь ему приходится оттирать пятна на полу. Мальчик пытается объяснить, что он ни в чем не виноват, это все устроил Карлсон. Но что еще за Карлсон? – недоумевают родители. Малышу пора научиться отвечать за свои поступки, а не перекладывать вину на другого. Никакого рыжеволосого человечка с пропеллером не существует.

Не проходит и пары дней, как за окном опять раздается знакомый треск моторчика. На это раз было бы здорово попасть в гости к Карлсону. Он, конечно, не против, но сейчас… уж очень вкусно пахнет мамиными тефтелями. Малыша зовут обедать, и ему приходится оставить своего друга.

После обеда, Сванте не может сдержать радости – наконец он всех познакомит со своим другом. Вся семья отправляется к нему в комнату, однако Карлсона там нет. Но этого не может быть! Все уходят, а Малыш принимается искать друга. Тем временем, как всегда, с головокружительным эффектом неожиданности появляется Карлсон. Вовсе он не бросал Малыша, просто у него возникли неотложные «деловые дела». Но он их все решил, и теперь готов показать свой дом. Что ж, можно отправляться в путь!

Малыш и Карлсон оказываются в самом симпатичном в мире домике – домике Карлсона. Друзья замечают странные шорохи возле чердака. Это воришки Филле и Рулле. Они снимают с веревок сохнущее белье и упаковывают его в сумки. Вот это зрелище! А у Карлсона уже готов план розыгрыша. Ни секунды не сомневаясь, он заворачивается в простыню и «превращается» в привидение. Дикий крик перепуганных Филле и Рулле оглушает окрестности – спасаясь от приведения, воришки убегают, что есть мочи. Но что это за пронзительные звуки? Неужели где-то пожар? Карлсон убежден – скорее всего пожарные приехали за Малышом, потому что его родители, вернувшись из кино, не застали своего сына дома. Пожалуй, вот теперь Малышу точно пора возвращаться…

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Родители Сванте испуганы не на шутку – фантазии сына о человечке с пропеллером выходят из-под контроля. После долгих размышлений, они решают – через месяц отвезти Малыша к бабушке в деревню, свежий воздух ему будет только на пользу. Тем временем к Сванте вновь прилетает его беспечный друг. Малыш рассказывает, что его отправляют к бабушке, и они не увидятся аж до самого конца лета. А может и дольше – Карлсон тоже собирается навестить свою бабушку Ингрид, которая печет просто восхитительные коржики! А пока Малышу пора ложиться спать – завтра у него день рождения.

На следующий день сладкий сон Сванте нарушают радостные возгласы вокруг: «С днем рожденья, Малыш! С днем рождения, наш мальчик!». На свое восьмилетие Сванте получает восхитительный пирог, краски, английские сказки и даже пистолет. Однако праздничную идиллию прерывает, как всегда непредсказуемое, появление Карлсона. Все замирают в оцепенение, а вот Карлсону уже не терпится пить чай и есть пирог. Кто бы мог подумать, что именно сегодня семья Малыша наконец увидит, что рыжеволосый человечек – это не выдумка, он существует. Пожалуй, это лучший подарок на день рождения!

Мама Малыша решает отправиться в деревню поправить свое здоровье, а пока ее не будет, за домом и детьми присмотрит домработница Фрёкен Бок. Судя по всему, она – удивительная женщина, ведь с момента ее прихода в дом Свантесонов прошло всего несколько минут, а уже все, как шелковые, стоят по стойке смирно…

Сванте снова один в комнате. Кто бы мог подумать, что Фрёкен Бок, эта «домомучительница», может запереть его на ключ. Однако к Малышу на помощь приходит Карлсон. Он освобождает друга из заточения. А пока новая домработница жалуется по телефону своей подруге Фриде, как ее достал мальчишка, Малыш и Карлсон прямо у нее из-под носа крадут свежие плюшки и довольные возвращаются в комнату к Сванте. Ну до чего вкусное угощенье!

Однако гастрономическое ликование друзей прерывается визитом Фрёкен Бок. Домработница готова поклясться, что в доме – приведение! Она сообщает Малышу, что на самом деле его не боится, а мечтает с ним встретиться и попасть на телевидение, чтобы о ней узнали все.

Карлсон все слышит, ему не терпится разыграть Фрёкен Бок, провернув самую удачную шутку. Ну как Малыш может ему отказать… Притворившись приведением, Карлсон влетает в комнату к домработнице. Фрёкен Бок в ужасе! Она просит Малыша поскорее его прогнать. Тогда Сванте сдергивает с «приведения» белый балахон, и перед ними предстает «красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил».

Тем временем мама Малыша возвращается с отдыха, наконец, вся семья в сборе. Фрёкен Бок справилась с работой на славу – все живы, здоровы, даже… Карлсон. Однако рыжий летун просит никому не рассказывать про него – если о нем узнают другие, то вокруг дома постоянно будут толпится дети, взрослые, папарацци. Когда Малыш станет взрослым, то сам расскажет о своих приключениях и фантазиях. А если Карлсон, все-таки выдумка, то однозначно самая лучшая выдумка в мире!