Большая сцена
6+

С участием солистки Михайловского театра Анны Даттай, Владимира Кучина, Гурия Гурьева, Николая Лоскуткина, Алексея Зеленкова, Дирижёр — Дмитрий Юровский

Иоланта

лирическая опера в одном действии (один антракт)
музыка Петра Ильича Чайковского
постановка Иркина Габитова

Большая
сцена
Специальные предложения
Спектакль участвует в программе
Пушкинская карта

исполнители

Постановщики

Либретто М.И. Чайковского
по драме Г. Герца «Дочь короля Рене»

Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Юровский
Режиссер-постановщик: Иркин Габитов
Художник-постановщик (сценография и костюмы): Вячеслав Окунев
Главный хормейстер: Вячеслав Подъельский
Пластическое решение: Александра Тихомирова

Художник по свету: Ирина Вторникова
Художник видеоконтента: Виктория Злотникова
Дирижер: Евгений Волынский
Хормейстер: Сергей Тенитилов

Ассистент дирижера: Эльдар Нагиев
Ассистенты режиссера: Николай Нацыбулин, Тимофей Соколов
Ответственный концертмейстер: Татьяна Смыслова

Концертмейстеры по классу вокала: Екатерина Мисюра, Ирина Немова, Любовь Салаева, Мария Тремасова
Концертмейстер хора: Инна Петерс
Помощники режиссера: Анна Ворошилова, Асель Зуева, Любовь Березина

2 часа 10 минут

один антракт

Премьера в Новосибирском театре оперы и балета состоялась 19 сентября 2020 года.

Последняя опера Петра Ильича Чайковского – «Иоланта» – по праву считается одним из самых светлых и лирических сочинений композитора. Она была написана в 1891 году по поэтической драме Генриха Герца «Дочь короля Рене», либреттистом выступил брат композитора – Модест Ильич Чайковский. Главное очарование «Иоланты» в том, что в ней нет душевных страданий и мук, нет драматических столкновений. Перед нами внутренний мир героини, полный света, спокойствия, гармонии и ясности духа.

«Я напишу такую оперу, что все будут плакать» - говорил П.И. Чайковский. И ему это удалось, вот только слёзы появляются от радости и счастья за героев. Слепая дочь короля Рене, принцесса Иоланта, потеряла зрение еще в глубоком детстве. Любовь отца была настолько безграничной, что король запретил всем говорить о возможности видеть – Иоланта думала, что ничем не отличается от других. Ее воспитывали в доброте и заботе, принцесса выросла чуткой и нежной, не замечая вечной тьмы вокруг. Но все изменилось с внезапным появлением рыцаря Готфрида Водемона – он рассказал девушке, что глаза нужны не только для того, чтобы плакать… Король Рене отчаянно заявляет, что казнит юношу, если Иоланта не прозреет. Но трепетное чувство в сердце хрупкой девушки заставляет поверить Иоланту, что когда-нибудь она увидит лицо прекрасного рыцаря.

Краткое содержание оперы

Король Рене и герцог Бургундии долгое время враждовали и наконец примирились, договорившись, что их дети, девятилетний Роберт и только что родившаяся Иоланта, вступят в брак, когда последней исполнится шестнадцать лет. После заключения договора во дворце короля Рене произошел пожар, во время которого маленькая Иоланта была спасена лишь тем, что ее выбросили из окна на разложенные внизу подушки. Ребенок не потерпел никакого наружного повреждения, но впоследствии оказалось, что потрясение не прошло даром – Иоланта потеряла зрение.

Опасаясь, как бы его недавний враг, герцог бургундский, не подумал, что отец знал о недостатке дочери ранее заключения с ним договора и не нарушил этот договор, король Рене решается скрыть это несчастье от всех, даже от самой Иоланты.

С этой целью король построил в уединенном месте роскошный дворец с прекрасным садом и поселил там свою ничего не ведающую дочь, окружив ее воспитателями, прислугой и свитой молодых подруг. Всем им под страхом казни воспрещено наводить чем бы то ни было Иоланту на мысль о ее недостатке.




Приближается день совершеннолетия Иоланты, а значит, наступает срок ее вступления в брак. Принцесса живет, окруженная подругами, под присмотром кормилицы Марты и ее мужа Бертрана. Девушка чувствует, что чем-то отличается от других людей, но не понимает чем – никто из окружающих не смеет обмолвиться при ней о свете и зрении. Король Рене, испробовав все возможные средства излечения, идет на крайние меры и привозит из Мавритании знаменитого врача Эбн-Хакиа. Подруги убаюкивают Иоланту, чтобы врач мог осмотреть ее. Обследовав спящую Иоланту, Эбн-Хакиа сообщает свое заключение: для исцеления принцессе необходимо узнать о своем несчастье и страстно возжелать увидеть свет. Рене в смятении. Он понимает, что без этих условий не вылечить Иоланту, но, зная каким ударом для дочери будет известие о слепоте, не решается открыть ей тайну.

***

Тем временем Иоланту, в одиночестве спящую на террасе, замечает Готфрид Водемон – молодой бургундский граф. Он сопровождает своего друга, герцога Роберта, направляющегося во владения короля Рене на встречу с невестой. Заблудившись, юноши оказываются в саду, окружающем дворец Иоланты.

Водемон очарован прекрасным обликом девушки, в то время как Роберта не трогает ее красота – он пылко влюблен в сверкающую «искрами черных очей» графиню Лотарингии Матильду. Мысль о предстоящей женитьбе на девушке, которую он никогда не видел, пусть и принцессе, омрачает его чувства. Роберт не в силах представить себе разлуку с Матильдой, но настало время заключить союз, давно предрешенный родителями. «Король, наверно, согласится расторгнуть сватовство твое... – утешает его Водемон. – Он, говорят, так добр, умен!».

Проснувшись, Иоланта слышит незнакомые ей голоса. Она спрашивает незнакомцев, кто они и откуда. Водемон отвечает неопределенно: «Мы заблудились, пройдя через горы и леса...». Девушка предлагает рыцарям вино, однако Роберт, подозревающий западню, отказывается и тотчас уходит. Водемон остается с Иолантой наедине и, все больше очаровываясь ее красотой, говорит о своем восхищении: «Вы мне предстали, как виденье небесной, чистой красоты...». В замешательстве, срывая с куста розы, слушает рыцаря дочь короля Рене. Водемон обращается к ней с просьбой: «Но чтобы это был не сон, не призрак счастья – в знак признанья из роз сорвите мне цветок на память нашего свиданья и жаркого румянца щек!». Иоланта срывает белую розу. «Я красную просил сорвать...» – «Какую это? Я не знаю», – Иоланта вновь прикасается к кусту белых роз. «Как?! И снова вы сорвали белую?!» – восклицает Водемон. В смятении Иоланта снова и снова срывает белые розы: «Что значит «красную»?..».

«Творец! Она слепая! Несчастная!» – Водемона поражает страшная догадка. С самозабвением он рассказывает девушке о красоте природы, о свете – источнике познания. Но это не пробуждает в Иоланте желания видеть: «Могу ль я пламенно желать того, что смутно только понимаю?».

Король и врач входят в сад и застают Иоланту в обществе Водемона. Король Рене в ужасе – тайна разоблачена. Но Эбн-Хакиа отмечает, что теперь осталось выполнить лишь одно из двух условий, и исцеление станет возможным.

Чтобы исполнить его и пробудить в Иоланте жажду получить зрение, король решается на последнее средство и угрожает графу смертной казнью: «Когда леченье Иоланте не поможет, ты умрешь!». Опасение за жизнь Водемона, которого девушка успела полюбить, вызывает страстное желание: «Я буду видеть, и он будет жить». Теперь Эбн-Хакиа может поверить в успех операции.

Между тем Роберт со своими приближенными возвращается выручать Водемона и, пораженный неожиданной встречей с королем, приходит в смущение. Водемон умоляет друга сказать о своей любви к Матильде. Роберт обращается к Рене: «Теперь моя судьба у вас в руках, велите, и пред алтарем сейчас же дочь вашу я супругой назову, но сердцем буду верен я Матильде!». «Я ваше слово возвращаю вам», – отвечает ему король.

Вошедший Бертран сообщает о свершившемся чуде: Иоланта видит! Счастливый Рене благословляет брак дочери с Водемоном. Все возносят благодарственную молитву Творцу.