Большой зал
12+

Богема

опера в 2-х действиях
музыка Джакомо Пуччини
постановка Бенедикт Ардиле,
новая режиссерская версия Алексея Степанюка

Большой
зал

исполнители

Постановщики

Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы
Режиссёр-постановщик: Бенедикт Ардиле
Новая режиссерская версия: Алексей Степанюк
по роману Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы»
Художник-постановщик: Игорь Гриневич
Хормейстер-постановщик и музыкальный ассистент режиссёра: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Хормейстер детского хора: Маргарита Мезенцева

2 часа 30 минут

один антракт

исполняется на итальянском языке (сопровождается титрами на русском языке)

Премьера состоялась 10 октября 1997 года

Гастроли со спектаклем: Испания, Португалия (1999), Таиланд (2000, 2010), Южная Корея (2003)

«Богема» Джакомо Пуччини — одно из самых лирических творений знаменитого итальянца. Проникновенные мелодии и щедрая оркестровка обеспечат музыкальным гурманам изысканное удовольствие. В основу либретто положен сюжет из жизни Латинского квартала, где с давних пор и по сей день обитает парижская богема.

Действие первое

Картина первая: «Мансарда»

Холод. Нищета. В канун Рождества они особенно тягостны. Рудольф и Марсель работают. По крайней мере, пытаются работать, мечтая хоть как-то согреться. Чтобы развести огонь, Марсель готов сжечь свое полотно «Красное море». Но Рудольф жертвует своей рукописью. Пусть его драма превратится в золу!

К их скудному огню присоединяется Коллен — философ, интеллигент, вечно с книгой в одном кармане и без гроша в другом. С появлением Шонара наступает оживление. Вино, сигареты, дрова и даже несколько экю: музыканту Шонару на этот раз повезло больше других.

Но нахлынувшая вдруг удача вот-вот отвернется: некстати появляется домовладелец Бенуа и требует внести плату за жилье. Напоив его и обрушившись с обвинениями в супружеской неверности, приятелям удается выпроводить гостя.

Наконец-то безмятежные богемцы могут встретить Рождество. Они решают отправиться в Латинский квартал в кафе «Момюс». Рудольф присоединится к приятелям позже, прежде ему следует закончить статью. Но возникает и нечто более важное. Кто-то стучится в дверь. На пороге появляется незнакомка. Это соседка, Мими, молоденькая вышивальщица. У нее погасла свеча. Истощенная подъемом в шесть этажей, она теряет сознание и, падая без чувств, роняет ключ от своей комнаты. Рудольф пленен красотой девушки, он ищет предлог, чтобы задержать ее в мансарде: найденный им ключ спрятан, и Рудольф затевает беседу. Поэт и незнакомка рассказывают друг другу о себе.

Раздаются голоса Шонара, Коллена и Марселя. Друзья торопят Рудольфа. Мими, со свойственной ей наивностью, предлагает составить компанию Рудольфу и сопроводить его в «Момюс».

Картина вторая: «Рождественская ночь в Латинском квартале»

Толкотня. Детвора. Торговцы. Несмотря на стужу, Рождество встречают в Латинском квартале. На террасе кафе «Момюс» Рудольф представляет Мими своим друзьям. Они садятся за стол. Вечер обещает быть веселым. Внезапно появляется взбалмошная Мюзетта, бывшая подруга Марселя, ныне находящаяся на содержании старого буржуа Альциндора. Напрасно Марсель изображает безразличие. Мюзетта намеревается вновь завоевать своего художника. Она исполняет вальс, медленный и «провоцирующий». Это до крайности раздражает не только Альциндора, но и Марселя. Однако последний не находит больше сил сопротивляться Мюзетте. Чтобы присоединиться к богеме, она симулирует внезапную боль в ноге — с одной лишь целью: отправить злосчастного старика к обувщику. Альциндор вынужден повиноваться.

Примирение любовников и своеобразное прощание Мюзетты со своим богачом: оба чека за ужин оставлены Альциндору, которому придется уплатить по счетам. А тем временем все шестеро друзей исчезают в толпе...

Действие второе

Картина третья: «У заставы»

Раннее зимнее утро. Ледяное. Мрачное. У городских ворот при въезде в Париж толпятся дворники, молочницы и крестьяне, чтобы, уплатив пошлину, попасть в город. Из ближайшего кабачка доносится голос Мюзетты, напевающей свой любимый вальс. Она живет здесь с Марселем, взявшимся за покраску фасада. Внезапно появляется Мими, удрученная и жаждущая излить душу Марселю: Рудольф невероятно ревнив, жизнь с ним становится невыносимой... Вскоре появляется Рудольф. Мими вынуждена спрятаться. В свою очередь, и Рудольф открывается Марселю: да, Мими неисправимая кокетка, но сейчас не в этом дело — она больна чахоткой и никогда не выздоровеет, продолжая жить вместе с ним в холоде и сырости. Эта жалкая жизнь погубит ее. Не в силах видеть, как чахнет Мими, Рудольф решает ее оставить...

Приступ кашля — Мими все слышала. Рудольф пытается успокоить ее. Но оба понимают, что разлука неизбежна. Есть лишь маленькая надежда — Рудольф предлагает отсрочить разлуку до весны. А пока они будут вместе...

Тем временем Марсель и Мюзетта снова ссорятся. Похоже, им не избежать расставания.

Картина четвертая: «Мансарда»

Та же мансарда. Рудольф и Марсель пытаются работать. Их мучает ностальгия. Рудольф думает о Мими, Марсель о Мюзетте. Каждый в мире своих воспоминаний...

Появление Шонара и Коллена возвращает их к реальности. Кредитов больше нет, денег тоже. Полная нищета. Чтобы отвлечься от мрачной действительности, приятели предаются детским забавам. Скудость жизни, как всегда, восполняется избытком фантазий.

В разгар веселья появляется взволнованная Мюзетта. Мими здесь, на пороге, без сознания. Друзья хлопочут возле больной: ее следовало бы показать доктору. Мюзетта отводит Марселя в сторону. Ради врача, ради лекарств, ради теплой муфты она продаст свои серьги. Всего за несколько экю Коллен готов расстаться со своим старым пальто. Шонар спешит оставить Мими и Рудольфа наедине. Им так много надо сказать друг другу.

...Мими умирает. В тишине засыпает последним сном. В дорогой ее сердцу мансарде, в окружении тех, с кем делила она жизнь богемы.