Большой зал
12+

Евгений Онегин

лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах
музыка Петра Чайковского
постановка Иркина Габитова

Большой
зал

исполнители

Постановщики

Либретто Модеста Чайковского и Константина Шиловского по одноимённому роману в стихах Александра Пушкина
Режиссёр-постановщик: Иркин Габитов
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Хормейстер-постановщик: Вячеслав Подъельский
Балетмейстер: Татьяна Капустина
Хормейстер: Сергей Тенитилов

3 часа 10 минут

два антракта

исполняется на русском языке

Премьера состоялась 16 апреля 1994 года

Из письма Петра Чайковского Сергею Танееву: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в «Онегине» просится на музыку. ...Я работал с неописанным увлечением, наслаждением и мало заботясь о том, есть ли движение, эффекты и т. д. Да и что такое эффекты!.. Мне нужны люди, а не куклы...».

Действие первое

Картина первая

Усадьба Лариных. Из дома доносится пение дочерей Лариной — Татьяны и Ольги. Ларина, слушая их, вспоминает свою молодость, к ней присоединяется няня Филиппьевна. Крестьяне после окончания жатвы приходят воздать честь хозяйке, преподносят ей по обычаю украшенный лентами и цветами снов.
Неожиданно появляются гости: сосед Лариных, восторженный поэт Ленский, жених Ольги, страстно влюбленный в неё с детских лет; вместе с ним — Онегин, недавно приехавший в свое имение из Петербурга и впервые посетивший Лариных. Приезд гостей вносит смятение. Татьяна потрясена: это о нем, об Онегине мечтала она, ждала его. Евгений также замечает другу, что Татьяна наиболее привлекательна из двух сестер. Ленский признается в любви Ольге. Онегин, несколько отчужденно, беседует с Татьяной.

Картина вторая

Комната Татьяны. Девушка полна новым чувством, неожиданно захватившим ее. Она погружена в раздумье, ей не спится, и она просит няню рассказать что-нибудь, например, была ли она влюблена. Оставшись одна, Татьяна пишет Онегину любовное письмо.
Наступает рассвет. Татьяна просит няню передать письмо Онегину.

Картина третья

В саду Лариных звучит безмятежная песня девушек, собирающих ягоды. Вбегает Татьяна. Она в смятении — только что приехал Онегин. Они встречаются в саду. Онегин оценил откровенность, но с такой же откровенностью разочаровывает ее: он чувствует к Татьяне расположение, но он не тот человек, о котором она мечтает. С холодным достоинством читает Онегин нравоучение Татьяне: «Учитесь властвовать собой...»

Действие второе

Картина четвертая

Бал в доме Лариных: празднуются именины Татьяны. Онегина, привыкшего к столичным торжествам, раздражает все — старомодные наряды, провинциальные танцы, сплетни и пересуды... Свое раздражение он переносит на Ленского. Весь вечер Онегин танцует с Ольгой, вызывая ревность и страдания Ленского.
Оскорбленный Ленский требует объяснения и в ответ на ироничный тон Онегина, в пылу негодования, вызывает его на дуэль. Присутствующие пытаются успокоить его, но Ленский вновь оскорбляет Онегина и покидает дом.

Картина пятая

Ранним утром прибыл к месту дуэли Владимир Ленский. Он и его секундант Зарецкий ожидают противника.
С болью думает Ленский о предстоящем поединке. Появляется Онегин. Все готово к дуэли, но недавние друзья медлят, оба понимают случайность и нелепость происходящего. Соперники почти готовы забыть свои обиды, но соображения чести берут верх. Секунданты разводят противников по местам. Онегин стреляет первым и убивает Ленского.

Действие третье

Картина шестая

Бал в одном из петербургских дворцов. В числе приглашенных — князь Гремин. Здесь встречает он Онегина, своего давнего друга, только что вернувшегося из-за границы. Онегин узнает, что Гремин женат на Татьяне Лариной.
Гремин представляет друга своей жене. Она узнает Онегина, но не выдает волнения. Онегин поражен и с волнением признается себе в том, что он влюблен «как мальчик, полный страсти юной».

Картина седьмая

Комната в доме Гремина. Татьяна читает письмо Онегина. Много дней подряд искал он встречи с ней и, наконец, решился пренебречь правилами света и явиться в её дом без приглашения.
Неожиданно войдя в комнату, Онегин видит «прежнюю Татьяну», бросается к её ногам, но «прошлого не воротить». Татьяна просит оставить ее: «Моя судьба уж решена». Онегин понимает, что Татьяна навсегда потеряна для него.