Большой зал
12+

С участием Анны Жаровой, Анны Гермизеевой, Дениса Матвиенко, Михаила Лифенцева

Спартак

балет в 2-х актах
музыка Арама Хачатуряна
хореография Георгия Ковтуна

Большой
зал

исполнители

Постановщики

Либретто и хореография: Георгий Ковтун
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Александр Кибиткин
Ассистент хореографа: Евгения Костылева

2 часа 50 минут

один антракт

Премьера состоялась 21 января 2016 года

Георгий Ковтун предлагает еще одно прочтение музыки Арама Хачатуряна и новую версию трагедии, разыгравшейся в Римской империи в I веке до нашей эры. Восхищение легендарными постановками Леонида Якобсона и Юрия Григоровича не помешало хореографу избрать свой путь. Новый спектакль — многолюдный и брутальный — объединяет танец, музыку, пение и драму.

Первый акт

Картина первая. Площадь

На главной площади Рима на потеху пестрой римской толпе выставлена клетка с невольниками. Под возгласы ликующей толпы на площади появляется военачальник Красс в сопровождении воинов своей когорты — он отправляется на войну. Его колесница по традиции запряжена пленными, среди них два друга — Крикс и Спартак. Народ приветствует Красса.

Картина вторая. Казарма

Действие переносится в школу гладиаторов, где правит делами директор школы Арес. Здесь Спартак знакомится с пленной наложницей Фригией, приведённой для развлечения уставшего гладиатора. Между Спартаком и Фригией вспыхивает любовь. Свидание влюбленных прерывается служителями. Сопротивление Спартака бесполезно — силы неравны. Спартак в отчаянии.

Картина третья. Пир у Красса

Римская знать собирается в доме Красса на пир с представлением, посвященным богу вина Вакху. Красс и известная гетера Эгина возглавляют шумную безудержную вакханалию. Одно действо сменяется другим, но пресытившиеся гости требуют всё более изощрённых зрелищ — они намерены развлечь себя гладиаторскими боями.

Картина четвертая. Арена

Фанфары возвещают о начале боев. К сражению готовятся нубиец Пир и фракиец Крикс. В бою на коротких мечах побеждает друг Спартака, Крикс. Эгина награждает победителя венком. Настает черед большой битвы: из десяти гладиаторов на арене должен остаться только один. В смертельной схватке сражается Спартак, он отважнее других гладиаторов. Однако, нарушая ритуал, он не собирается добивать побеждённого соперника, а покидает поле боя. Воины Красса намерены убить дерзкого раба, но, восхищённый смелостью гладиатора, Красс останавливает их.

Картин пятая. Казарма

В гладиаторском окружении зреет возмущение. Смерть гладиаторов рождает у Крикса и Спартака решение поднять восстание — лучше погибнуть свободными людьми, чем жить в рабстве. Гладиаторы бросаются на стражников и, завладев их оружием, вырываются на волю.

Картина шестая. Везувий

Новый день становится для Фригии и Спартака первым глотком свободы. Лагерь восставших оживает: гладиаторы переполнены радостью победы. Отважного Спартака единодушно избирают вождём восставших рабов.

Второй акт

Картина седьмая. Пир у Эгины

Красс празднует возвращение в Рим. Ряженые вакхи и вакханки танцуют свой безудержный танец, который прерывается появлением пленённого стражей Крикса. Чтобы повеселить гостей, Красс вызывает Крикса на поединок. Легко победив гладиатора, Красс дарует ему жизнь. Присутствующие гости смеются над поверженным Криксом. Гладиатор с трудом переживает позор. Лишь Эгина выражает Криксу свое сочувствие, и гладиатор, забыв о недавнем унижении, оказывается в полной её власти. Во время продолжающегося пира гонец сообщает, что у стен дворца — армия Спартака. Когда Спартак и гладиаторы врываются во дворец, навстречу им выходит Крикс и просит пощадить присутствующих. Между Криксом и Спартаком вспыхивает ссора. Оставив дворец, Спартак с воинами возвращается в свой лагерь. Красс и Эгина задумывают проникнуть в лагерь Спартака, используя куртизанок и помощь Крикса.

Картина восьмая. Лес

Пастораль: пастухи ловят пастушек, переодевшихся овечками. Появляются гладиаторы, пастухи присоединяются к восставшим. Начинается пир. В это время Крикс проводит куртизанок в лагерь рабов. Гладиаторы с восторгом встречают прибывших гостей. Весельем воспользовался Красс: воины Красса окружают потерявших бдительность рабов. Вместе с Крассом в лагерь рабов приходит смерть. Красс благодарен Криксу за оказанную помощь в расправе над гладиаторами. Крикс в отчаянии бросается к Спартаку и просит смерти. Спартак отказывается убить предателя. Крикс закалывается кинжалом.

Картина девятая. Поле боя

Спартаку доносят, что на помощь армии Красса присоединяются другие полководцы. Спартак понимает, что восстанию пришел конец. У него нет выбора: лучше погибнуть в бою, чем вновь стать рабом. Он прощается с Фригией: оба понимают, что увидеться им больше не суждено. Дело чести Спартака — повести свою армию в последний бой.

Картина десятая. Битва

Спартак, окружённый римлянами, погибает. Противостояние заканчивается полным триумфом Красса. Фригия оплакивает Спартака и его погибших соратников.