Новости

История НОВАТа. Московские гастроли

22 Мая 2020

Летом 1955 года коллектив Новосибирского государственного театра оперы и балета впервые выехал на гастроли в Москву. Для своего первого творческого отчёта в столице молодой сибирский театр подготовил обширную и разнообразную программу, в которой были представлены знаковые спектакли первого десятилетия театра, как шедевры русской и зарубежной классики – оперы «Трубадур» Дж. Верди, «Хованщина» М. Мусоргского», «Пан Воевода» П. Чайковского, «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Садко» Н. Римского-Корсакова; балеты «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Эсмеральда» Ц. Пуни; так и произведения советских композиторов – балет А. Спадавеккиа «Берег счастья», опера Ю. Мейтуса «Молодая гвардия», а также опера венгерского композитора Ф. Эркеля «Банк Бан».

Впервые за свою полуторавековую историю Большой театр предоставил свою сцену театру из Сибири. Открывались гастроли оперой «Хованщина». Уже в первом спектакле молодой оперной труппе удалось убедить и столичных критиков и зрителей, в том, что перед ними – сильный и профессиональный коллектив, которому отнюдь не требуется скидка на молодость и периферийность. Каждой постановке и почти каждому солисту в прессе было уделено немало тёплых слов, специалисты отметили работу в гастрольных спектаклях Лидии Мясниковой, Василия Сорочинского, Натальи Куртенер, Бориса Кокурина, Татьяны Калистратовой, Владимира Кирсанова. В газете «Советская культура» М. Игнатьева писала: «О новосибирцах хочется говорить так, как говорят о столичном театре, который может и должен добиваться наибольших художественных результатов. Самым характерным, специфическим для этого коллектива является молодость. Молодость его ощущается в свежести, новизне восприятия, которыми отличаются многие его работы, в смелых поисках самостоятельного творческого пути».

Балетные спектакли новосибирского театра тоже были приняты с восхищением. «Талантливые артисты новосибирского балета – Татьяна Зимина, Геннадий Рыхлов и другие – пленили московских зрителей глубокой эмоциональностью и безупречной техникой. С самой лучшей стороны показал себя в «Лебедином озере» и кордебалет – изящный, отлично слаженный и выразительный», – отзывалась Е. Грошева в журнале «Советская музыка».

Следующие гастроли в Большом театре – летом 1960 года – закрепили за новосибирским коллективом звание достойного соперника ведущих столичных театров. Тогда гастрольные спектакли вновь вызвали большой интерес и тёплый приём специалистов и публики. Особенный успех выпал операм «Князь Игорь» А. Бородина, «Её падчерица» Л. Яначека, «Ермак» А. Касьянова, и балетам «Драгоценный фонарь лотоса» Чжана Сяоху и «Каменный цветок» С. Прокофьева. Совместная с китайскими специалистами постановка «Драгоценный фонарь лотоса» впервые познакомила московских зрителей с китайским традиционным балетом и покорила их блестящим мастерством, с которым новосибирские артисты исполнили этот сложный балет.

В Москве с гастролями Новосибирский театр побывал 22 раза. На сцене Большого театра артисты новосибирского театра выступали с большими гастрольными программами в 1963, 1967, 1975, 1982 годах, и после столичных выступлений 1963 года Новосибирский театр оперы и балета первым из региональных был удостоен звания «Академический».

Летом 2019 года артисты НОВАТа вновь выступил на главной сцене страны – балетная труппа с успехом представила спектакли «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».

1955 г. гастроли в Москве