Новости

К столетию балетмейстера Михаила Сатуновского

28 Апреля 2017

Сегодня, 28 апреля, исполняется 100 лет со дня рождения балетмейстера, режиссёра, педагога Михаила Львовича Сатуновского (1917 – 2000). Заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Сатуновский с 1952 по 1958 год работал главным балетмейстером Новосибирского театра оперы и балета, когда на его сцене царила легендарная балерина, народная артистка СССР Лидия Ивановна Крупенина.

«Сатуновский как балетмейстер работал просто замечательно, он был хороший актёр, показывал за всех персонажей, – вспоминала позже Лидия Крупенина. – У него был дар перевоплощения. Всегда мог живо, интересно рассказать и показать каждого героя».

Михаил Сатуновский родился 14 апреля 1917 года (по старому стилю) в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск). Он учился в балетной студии при Днепропетровском театре оперы и балета и в Киевском хореографическом техникуме (1934 – 1938 годы), а с 1932 года выступал в театрах Днепропетровска и Киева, исполняя классические, характерные и гротесковые партии.

Михаил Сатуновский был участником Великой Отечественной войны. Известно, что в боях за Феодосию, призванный в армию еще в 1939 году в качестве военного фельдшера, он вынес с поля боя 97 раненых. При этом сам был тяжело ранен, а позже – демобилизован.

В 1942 году Михаил Сатуновский вновь вернулся к театральной деятельности, став солистом и балетмейстером Киевского театра оперы и балета, который в то время находился в эвакуации в Иркутске. В 1950 году, окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа, он поставил свой дипломный спектакль – балет «Спящая красавица» в Харьковском театре оперы и балета. Впоследствии он работал балетмейстером, режиссёром и педагогом в театрах Вильнюса, Свердловска, Ташкента, Харькова и Алма-Аты, а в 1953 году возглавил балетную труппу Новосибирского театра оперы и балета.

В своей работе в Новосибирске, где под его руководством были поставлены балеты «Дон Кихот» (1954), «Лебединое озеро» (1955), «Жизель» (1957) и «Спящая красавица» (1958), балетмейстер всегда много внимания уделял драматической стороне балетного спектакля. На новосибирской сцене Михаил Сатуновский также выступил балетмейстером и режиссером-постановщиком опер «Кармен» и « Тоска». Показательно, что некоторые балеты, поставленные им в новосибирском театре – «Медный всадник» (1953) и «Эсмеральда» (1953) – специалисты относили к жанру хореодрамы.

«С «Эсмеральдой» театр объехал всю нашу страну, а в постановке Сатуновского она шла на сцене 25 лет, – вспоминала Лидия Крупенина. – Репетировать с Михаилом Львовичем было очень интересно. Он не останавливался в своих поисках наилучшего варианта исполнения для артиста, не стоял на месте, усложнял вариации, переставлял, добавлял что-то вместе с ростом исполнителя».

Балетмейстер Михаил Львович Сатуновский
«Лебединое озеро», 1955
Лидия Крупенина в роли Китри в балете «Дон Кихот», 1954
Сцена из балета «Медный всадник» Глиэра, 1953
Артисты после спектакля «Эсмеральда» с постановщиком Михаилом Сатуновским и композитором Рейнгольдом Глиэром, 1953
Сцена из балета «Эсмеральда», 1953
Лидия Крупенина и Юрий Гревцов в балете «Лебединое озеро», 1955
Сцена из балета «Дон Кихот», 1954
Лидия Крупенина в балете «Жизель», 1957