Новости

Новые измерения пластики Эдварда Клюга

02 Марта 2017


Балетная труппа НОВАТа готовит принципиально новую премьеру – сценическое воплощение драматической поэмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт», созданное на музыку Эдварда Грига руководителем национального балета Марибора Эдвардом Клюгом. Спектакль постановщика из Словении, которого считают одной из самых ярких фигур в современной европейской хореографии, станет первой «большой» сюжетной постановкой балетмейстера, хотя предыдущие его работы носили бессюжетный, абстрактный характер. Воспроизводя сюжетную канву пьесы Ибсена, Эдвард Клюг намерен пойти по пути, близкому к жанру «новая пластическая драма» или популярному сегодня стилю wordless, где язык танца балансирует на грани пантомимы, а получается балет, в котором «почти не танцуют».

О представлениях Эдварда Клюга о современном балете и о своём видении «Пера Гюнта» читайте в интервью, взятом у хореографа на первом этапе работы над постановкой.

— Вас называют современным хореографом, говорят, вы – хореограф-минималист. Вы согласны с этим определением критиков?

— Я, конечно, согласен с мнением профессионалов и критиков. Основываясь на том, что они видели, они могут сказать, что я – хореограф-минималист. Пришло время постановкой «Пера Гюнта» опровергнуть эту славу. Я бы не назвал эту постановку самой сложной, но на сегодняшний день это самое масштабное из того, что я делал. Я был убежден до недавнего времени, что мне нет необходимости вдохновляться литературой или какими-то уже существующими историями. Те постановки, которые я создавал для русской публики (например, «Кватро» для Дениса Матвиенко, Леонида Сарафанова, Олеси Новиковой и Анастасии Матвиенко, которая была номинирована на «Золотую маску»), были очень минималистичные работы.

Но в последнее время меня стали спрашивать: «Когда ты сделаешь свой большой балет?». Этим балетом не обязательно должен был стать «Пер Гюнт». Но так получилось.

— Некоторые говорят, что ваш «Пер Гюнт» скорее всего не балет, а пластический спектакль. Насколько это правда?

— Должен сказать, что многие были удивлены, когда увидели, что спектакль удовлетворяет как любителей балета, так и поклонников драматического театра. Они не могли поверить, что «Пер Гюнт» может быть рассказан так понятно, что можно читать Ибсена без слов.

Я пытался создать новый подход к сюжетному балету, что-то подходящее к XXI веку, хотел отстраниться от того, что я уже знаю, от того, что я уже видел, от сюжетного балета или неоклассического балета. Моей самой важной целью стала попытка создать что-то свежее, с новой формулой балетного повествования. Я создавал историю на языке танца, но с драматическим мышлением.

— Правда, что в вашем балете используется не только музыка Грига к драме Ибсена, но и другие его произведения?

— Как только было принято решение поставить «Пера Гюнта», я знал, что мне придется использовать самую разную музыку Грига, что само по себе хорошо. Тем более, что Григ – гораздо более популярен, чем Ибсен.

— Но вы использовали и другие его произведения?

— Создавая свое либретто, я следовал Ибсену. И мне пришлось добавить некоторые новые музыкальные моменты. Хотя должен признаться, что Григ для меня был самой большой проблемой. Прежде я никак не мог представить, что когда-нибудь буду создавать хореографию на самые популярные его мелодии. Например, «В пещере горного короля». Для меня это была большая проблема. «Утро в горах» – еще одна очень популярная мелодия из «Пера Гюнта», с которой были такие проблемы. Я не хотел отказываться от этого музыкального материала, но я хотел найти правильную дверь, чтобы через атмосферу Грига в какой-то момент возникло ощущение, что вы смотрите фильм, где за рассказываемой историей довольно легко следить.

— Вы довольно оригинально подбираете музыку для своих спектаклей: вы ставили балеты на музыку Шопена, Перголези, на музыку «Radiohead», даже Горана Бреговича.

— Я начинал как хореограф с Гораном Бреговичем в 22 года (постановка авангардного режиссера Томаша Пандура «Вавилон», на музыку Горана Бреговича). Во всех моих постановках – минималистичный спектакль это или «Пер Гюнт» – всегда есть что-то от драматического театра, за пределами просто танца. И самое важное для меня – послание: я хочу, чтобы люди почувствовали что-то и не забыли о представлении после ужина.

— То есть у вашего «Пер Гюнта» есть особый месседж?

— Конечно и очень сильный. Когда я смотрю последнюю сцену, у меня каждый раз комок в горле. И не только у меня. Я верю всем сердцем и душой, что в моем спектакле есть сцены, которые публика поймёт везде. Мне очень будет интересна реакция зрителей в Новосибирске. И не обязательно они должны быть очень образованными в балете, потому что мой спектакль для всех. Даже те из них, кто до этого никогда не ходил в театр, поймут моё послание. Я обещаю.

— Некоторые специалисты считают, что бессюжетные балеты – это высший пилотаж хореографии. Но в последние годы мы видим, как мастера этого жанра делают сюжетные балеты. Это - новая тенденция, новый тренд?

— Я думаю, что это потребность в новой романтике. Людям нужны эмоции, что не означает, что короткие абстрактные балеты без сюжетной линии не могут передать их. Я очень рад, что могу делать и то, и другое. Сейчас, когда здесь я начал работать над «Пером Гюнтом», когда я готовлю следующий большой балет, это не значит, что я перестану ставить короткие абстрактные постановки. Большой балет для меня как новая пища, но когда её будет слишком много, у меня есть возможность вернуться, занявшись экспериментальными проектами. Я не стану утверждать, что теперь буду заниматься только сюжетными балетами. Мне нравится верить, что одно вдохновляет другое. Создание полностью нового балета – вызов для меня.

— Вы познакомились с нашей балетной труппой, каковы ваши первые впечатления?

— Я думаю, что будет много работы, поскольку принципиальное отличие «Пер Гюнта»> от других сюжетных балетов – это то, как танцовщики играют, то, как они передают содержание, как ведут себя в определенных ситуациях. Все это довольно специфично, и здесь будет много работы. С танцем, я уверен, у них все будет фантастично. Для балетного танцовщика вся жизнь – тренировка быть кем-то другим в каждой роли. Для многих из них сложно быть самим собой. Для того чтобы выглядеть естественно и спонтанно им требуется больше усилий и много работы. Я счастлив, когда они осознают, что это не так сложно. Когда я смотрю спектакль, я должен поверить артисту не потому, что он играет кого-то. Я должен видеть реального человека, играющего кого-то.

— Вы как-то могли бы определить не социальную, но, может быть, возрастную группу ваших зрителей? Для кого вы делаете этот балет?

— Я был удивлен в Санкт-Петербурге на фестивале «Dance Open» реакцией людей старшего возраста на «Пера Гюнта». Они благодарили меня после спектакля, когда я по традиции подписывал для них программки в холле, и все были под сильным впечатлением. Я могу с уверенность сказать, что молодым зрителям спектакль точно понравился. Так что, по сути, этот спектакль для всех. Мои дети (а им было 3 и 4 года, когда они смотрели «Пера Гюнта») буквально застыли в креслах.

Для меня самое прекрасное в «Пере Гюнте» то, что это универсальная история. Это – путешествие. Всё, чего я хотел – пригласить зрителей в путешествие с этим необычным героем – Пером Гюнтом.

Эдвард Клюг окончил Национальную балетную школу в Клюй-Напока (Румыния) в 1991 году. В том же году был принят в труппу Slovenian National Ballet (SNG) в Мариборе в качестве премьера, где исполнял партии классического и современного репертуара. Параллельно выступал в Zagreb Ballet как приглашенный артист. Первая полноценная постановка («Танго») была показана на сцене SNG в 1998. С 2003 года он возглавляет труппу, в которой начал свою карьеру. С этого момента компания, получившая мировую известность как Maribor Ballet, стала быстро обретать статус одной из наиболее интересных и нестандартных в мировой хореографии. Работы хореографа всегда отличал неожиданный выбор музыкального материала, непривычного для хореографических постановок. В знаменитой постановке «Radio &Juliet» использованы треки группы Radiohead, несколько спектаклей поставлены на оригинальную музыку композитора Милко Лазара, балет «Stabat Mater» – на музыку Перголези.

Премьерные показы спектакля «Пер Гюнт» состоятся 17 и 18 марта в 13.00 и 19.00. Билеты в кассах театра.