Новости

«Пиковая дама»: игра продолжается

06 Марта 2017

10 марта на большой сцене НОВАТа – нашумевшая премьера сезона – «Пиковая дама. Игра»

Темы и истории вокруг новой «Пиковой дамы» оказались в центре «Открытых диалогов» со зрителями – образовательного проекта театра, в котором участвовали зав. оперной труппой театра, заслуженная артистка России Ольга Обухова и ведущий баритон НОВАТа Алексей Зеленков, участник последнего сезона «Большая опера» на телеканале «Культура». К ним присоединились главный дирижер театра Дмитрий Юровский и режиссер Вячеслав Стародубцев. Все участники встречи – герои спектакля, и рады поделиться своими впечатлениями, мыслями о своей новой работе. Газета «Бумеранг» посвятила состоявшееся творческой встрече целую полосу, опубликовав самые интересные высказывания ее участников.

Алексей Зеленков:

– Чувства, что, мол, играю в 90-й раз, а значит, просто выйду, спою, не подключая душу, – такого у нас не бывает. Каждый спектакль надо играть, как в первый раз. И как в последний!

– Что должна олицетворять «Игрецкая» в финале «Пиковой дамы»? Режиссер решил: нужен ярчайший танец! Я согласился: а почему бы и нет? Хотя танцам я специально не учился, я довольно подвижный¸ и ритм чувствую. Показал танец педагогу по пластике и режиссеру – им понравилось, и мы решили его оставить. Как вы знаете, в операх у Чайковского перемежаются элементы радости и трагизма. Вот и здесь, я считаю, перед трагической развязкой в сюжет отлично вписывается сцена веселья. Этакий разгул – настоящий, русский, с выпивкой. Не зря в названии спектакля фигурирует слово «игра» – «Пиковая дама. Игра». По-моему, нам удалось передать этот игровой настрой зрителю... Знаете, наблюдая за многими постановками, я пришел к выводу, что порой опера бывает скучна даже любителям и ценителям этого искусства. А такие моменты украшают ее.

Ольга Обухова:

– Я по жизни человек немного авантюрный: люблю неожиданности, нестандартные шаги, и Слава Стародубцев об этом знает (смеется). У Славы есть такая черта – он не всегда до конца раскрывает свою концепцию. Конечно, базовая картинка уже сложилась у него в голове, но в процессе работы с актерами он всегда что-то додумывает, меняет и варьирует. До сих пор не могу понять, насколько сцена выезда на игрушечной лошади состоялась. Интригу с лошадью он держал до конца, как всё будет выглядеть, я узнала за несколько дней до сдачи спектакля. И это замечательно! Сказать, что я счастлива, работая с ним, не сказать ничего!

Вячеслав Стародубцев:

– Вся «вкусность» искусства в том и состоит, что каждый человек ищет и находит в спектакле свое. Мы с разным настроением приходим в зрительный зал. В разные периоды своей жизни мы ходим в разные театры: в кукольный, драматический, в оперный, на балет. Эта свобода выбора для меня очень важна! И хотя театр исторически восходит к дионисийским действам, он должен нести еще что-то, помимо развлекательного момента. Мне хочется, чтобы в спектакле встречался ребенок и философ. Чтобы в каждом зрителе сочетался ребенок и философ. Потому что ребенок на всё глядит восторженно, а философ начинает анализировать и погружаться в действие. И еще очень важно, чтобы зритель не молчал, а высказывался.

– В свое время Дмитрий Александрович Бертман (российский театральный режиссёр, художественный руководитель московского музыкального театра «Геликон-Опера», – прим. сайт НОВАТа) научил меня такой мудрости, которую сам постиг от великого Бориса Александровича Покровского: когда ты делаешь спектакль, ты должен посмотреть на него разными глазами с разных зрительских мест. Глазами ребенка и старца, глазами человека, в первый раз пришедшего в театр, и глазами любителя оперы, который приходит в театр постоянно. Наконец, глазами театрального критика.

Дмитрий Юровский:

– Работа дирижера и режиссера заключается в том, чтобы в процессе спектакля, как в сценарии, так и в партитуре – найти единство. Если есть действие, оно должно быть четко показано в музыке. Иногда это довольно просто. Но бывает, что действие необходимо отыскать. Если это не удается, значит, либо это действие тут не к месту, либо какая-то эмоция происходит в музыке, а какая-то – на сцене. Они совершенно не всегда обязаны совпадать по времени. Как говорил один из основателей режиссерского театра в Европе Вальтер Фельзенштейн: «Очень важно найти тот баланс, когда действие является импульсом для музыки, а музыка – импульсом для действия».

– Поделюсь со зрителями интересными наблюдениями. То, что творится с 1 по 7 ряд, я слышу. Даже если вы разговариваете полушепотом. Слышу всё, чего, может быть, и не хотелось бы слышать (смеется). Такая вот своеобразная комбинация особенностей акустики нашего театра и моей профессии дирижера. Бывает весьма интересно! И вот кто-то из вышеупомянутых рядов после этого танца в «Игрецкой», когда отзвучали бурные аплодисменты, обратившись к соседу, выдал фантастический комментарий: «Надо же, а он еще и поет!». Какая глубинная похвала Алексею!».

Ближайшее выступление Ольги Обуховой и Алексея Зеленкова в спектакле «Пиковая дама. Игра» Вячеслава Стародубцева состоится в пятницу, 10 марта.

Обращаем внимание: в спектакле новый Герман – Роман Завадский (дебют).

За дирижерским пультом – Дмитрий Юровский.

Билеты в кассах театра.