Новости

«Праздник оперы» в честь Исидора Зака

08 Марта 2019

10 марта в Зале имени Зака состоится концерт «Праздник оперы». Концертная программа будет посвящена 110-летию со дня рождения одного из основателей Новосибирского театра оперы и балета, первого главного дирижёра театра, Народного артиста СССР Исидора Аркадьевича Зака – памятную дату отмечали 14 февраля 2019 г. Продирижирует концертом внук Исидора Зака, известный скрипач, концертмейстер Израильского филармонического оркестра Илья Коновалов. В концерте участвуют солисты оперы, хор и симфонический оркестр НОВАТа. Накануне выступления Илья Коновалов рассказал, с какими чувствами он готовится к концерту в честь своего знаменитого деда.

– Два года назад я после долгого перерыва вернулся в Новосибирский театр оперы и балета – тогда мы открывали Зал, носящий имя деда. В последний раз был здесь ещё ребёнком, лет в 12-13, в концертном зале я играл с великим Арнольдом Михайловичем Кацем, который сыграл огромную роль в моей судьбе. И вновь оказаться здесь спустя столько лет было невероятно волнительно.

– Я очень признателен Новосибирскому театру, за то, что в этом году здесь празднуется 110-летие со дня рождения деда и состоится концерт в его честь. Этот концерт очень важен для меня. Кроме того я хотел бы поблагодарить руководство Новосибирского театра оперы и балета за решение присвоить концертному залу имя деда, это стало очень важным событием для всей нашей семьи.

– Мой дед, Исидор Аркадьевич, уделял мне очень много внимания. В первую очередь это касалось, конечно, моей игры, моего образования, и не только музыкального. Нужно отметить, что само пребывание с ним в одном доме – с человеком энциклопедических познаний не только в музыке, но и во множестве других областей, было неоценимо. Мы слушали вместе пластинки, дед меня научил чтению партитур, и осознание того, что я общаюсь с большим музыкантом пришло достаточно рано, примерно в возрасте 7 лет.

– Конечно, дед сыграл огромную роль в моём становлении, как музыканта, но я должен вспомнить и других моих учителей, и это не только те, кто непосредственно учил меня скрипке. Это Арнольд Михайлович Кац, Мэри Симховна Лебензон – мой первый педагог, с ней я начал заниматься фортепиано, она невероятный человек, я её обожаю, Наталья Ивановна Петрова – у неё я начинал заниматься по классу скрипки в Первой музыкальной школе, Алексей Владимирович Гвоздев, Захар Нухимович Брон, Дора Шварцберг, к которой я попал благодаря Арнольду Михайловичу. Конечно, я должен упомянуть директора специальной музыкальной школы Александра Тихоновича Марченко. АлександрТихонович для меня родной человек, для своей музыкальной школы он делает невероятно много, не в новосибирском, и даже не в российском – в мировом масштабе. Таких директоров, на мой взгляд, во всём мире один-два человека, я могу судить об этом, поскольку у меня самого есть педагогический опыт.

– В прошлый мой приезд я выступал и как исполнитель и как дирижёр, в этот раз я только дирижирую. Дирижировать я хотел всегда, но как-то подавлял это желание. Несколько лет назад меня пригласили в Грузию, поработать с их национальным симфоническим оркестром, без концертов, просто помочь со струнными, духовыми – и, естественно, мне пришлось дирижировать. Тогда мне и сказали, что я обязан этим заниматься, и я впервые выступил в концерте как дирижер, это была вторая симфония Бетховена. Но я хотел учиться дирижировать на профессиональном уровне, и вот уже около пяти лет занимаюсь у профессора Вага Папяна, который, как и мой дед, окончил Ленинградскую консерваторию.

– Дед был оперным дирижёром, для него была очень важна работа с певцами над партиями, постановка спектакля. Мне же предстоит впервые работать с певцами именно в этом концерте. Так сложилось, что в основном дирижирую симфонической музыкой, всё время нахожусь в этой сфере. Поэтому предстоящий концерт для меня очень ответственен, потому что я не совсем на своём поле. Я впервые ступаю на оперную территорию, и могу сказать, что мне нравится работать с певцами, я люблю Голос как таковой.

– Мы очень долго определялись с программой концерта. Я хотел дирижировать симфонической музыкой, поскольку чувствовал себя в ней свободнее. Но в театре меня убедили, что необходимо включить вокальные номера. Мы подобрали сочинения любимых композиторов моего деда: в первом отделении солисты оперной труппы исполнят арии и сцены из его любимых опер, а во втором отделении я буду дирижировать симфонической сюитой «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова. Мне доставляет огромное удовольствие подготовка этого концерта.