Новости

Премьера одноактных балетов «Класс-концерт», «Рубины» и «Тема с вариациями» в НОВАТе

30 Мая 2019

12, 13 и 14 июня на большой сцене НОВАТа пройдут премьерные показы одноактных балетов «Класс-концерт», «Рубины» и «Тема с вариациями». В программе объединены три постановки XX века – созданный классиком советской хореографии Асафом Мессерером «Класс-концерт», и спектакли «Рубины» и «Тема с вариациями» величайшего хореографа столетия Джорджа Баланчина, основоположника американского классического балета.

В спектакле 14 июня, который закроет балетный сезон, примут участие звёзды российского балета из НОВАТа, Большого театра России и петербургского Михайловского театра.

Постановку балета «Класс-концерт» на сцене НОВАТа осуществляет балетмейстер Михаил Мессерер, признанный во всём мире мастер реконструкции советской балетной классики. Мастер восстанавливает балет, поставленный его дядей, Асафом Мессерером в конце 1950-х годов для балетной школы и труппы Большого театра. Спектакль представляет собой театрализованный балетный урок, и открывает зрителю балетную «кухню»: ежедневный труд танцовщика в балетном классе – от базовых элементов до труднейших виртуозных движений. В одноактном балете представлен весь арсенал техники классического танца. Для танцовщиков «Класс-концерт» – возможность блеснуть техническим мастерством и продемонстрировать свою исполнительскую индивидуальность.

Над постановкой в НОВАТе одноактных балетов «Рубины» и «Тема с вариациями» из творческого наследия Баланчина, работают специалисты Фонда Джорджа Баланчина Нилас Мартинс и Диана Уайт.

Родившийся в Петербурге, получивший классическое балетное образование в балетной школе при Мариинском театре, Джордж Баланчин сам о себе говорил: «По крови я грузин, по культуре русский, а по национальности петербуржец». Баланчин танцевал в труппе Мариинского театра, затем в «Русском балете» Сергея Дягилева. В 30-е годы по приглашению американского любителя мецената Л. Керстайна он переехал в Америку, и, по сути, стал основателем американского классического балета, сначала создав в Нью-Йорке Школу американского балета, затем труппу «Нью-Йорк Сити Балет». Следуя классическим традициям, Баланчин, в то же время, смело привносил в свои балеты дух современности. Хореограф творил в разных балетных жанрах, но наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, даже симфонии. К таковым относятся «Рубины» и «Тема с вариациями». «Рубины» – вторая часть «Драгоценностей», трехчастного бессюжетного балета. Баланчин создавал свои «Драгоценности» вдохновляясь мастерством дизайнера ювелирных изделий Клода Арпельса, и подбирая музыку, отражающую таинственную притягательную красоту и блеск драгоценных камней. Балет «Рубины» на музыку «Каприччио» Стравинского стал олицетворением джаза с его жизнерадостностью и бешеной энергией. Одноактный балет «Тема с вариациями» на музыку финальной части Третьей сюиты Чайковского, можно назвать самым академичным из всех, когда-либо сочиненных Баланчиным. Спектакль состоит из двенадцати вариаций, и создан с глубоким почтением к классической балетной традиции.

Постановка спектаклей «Рубины» и «Тема с вариациями» готовится в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина® и выполнена в соответствии со стандартами Стиля Баланчина® и Техники Баланчина®, установленными и предоставленными Фондом.