Новости

«Сельская честь» - страсть и месть по-сицилийски на сцене НОВАТа

11 Июля 2019

Сегодня на Малой сцене НОВАТа будет представлена опера Пьетро Масканьи «Сельская честь». Написанная всего за два месяца опера 130 лет назад мгновенно прославила 27-летнего композитора – сочинение Масканьи стало первым из трёх, удостоившихся премии на конкурсе, объявленном издателем Э. Сонзоньо, и премьера оперы прошла с триумфальным успехом. «Сельская честь» стала одним из первых и главных сочинений музыкального веризма – художественного направления в итальянском искусстве, которое обратилось к реальной жизни простых людей, с их страстями и пороками. «Сельская честь» - понятная всем и во все времена история страсти, измены и мести, где ревность выше любви, а ненависть выше веры.

В НОВАТе музыкальным руководителем постановки выступает главный дирижёр театра Дмитрий Юровский. Он отмечает: «Неслучайно оперы «Сельская честь» и «Паяцы» часто ставились вместе – они очень близки по духу, и музыка в том и другом случае буквально пронизана южноитальянскими страстями. Вообще, музыка Масканьи не только поддержала традиции веризма, но и послужила примером для многих композиторов XX века, писавших музыку для кино - Нино Рота, Эннио Морриконе, да и музыкальные фрагменты самой «Сельской чести» очень широко используются в киномузыке. Масканьи, как и Пуччини, стал учителем для композиторов, пишущих для кино. Эта музыка захватывает, её нельзя просто послушать «вполуха» - в ней настолько зримо прописаны все эмоции, всё действие, вся развязка, что она сама – кино, театр, и я не знаю ни одного человека, который остался бы равнодушным к ней. Может быть, иногда в ней эмоции перехлёстывают и она несколько невротична – но это и есть её итальянская природа. «Сельская честь» - это музыкальный театр в его высшем проявлении. А что касается сюжета, то он очень жизненный и никогда не утратит актуальности – такие истории происходили, происходят и будут происходить всегда».

Главные партии исполняют звёзды Новосибирской оперы – Ольга Колобова, Михаил Агафонов, Алексей Зеленков, Екатерина Марзоева, Ольга Обухова. Сопрано Ольга Колобова поёт Сантуццу, это одна из самых ярких и драматических женских партий мирового оперного репертуара. Певица рассказывает: «Мне выпала честь и счастье спеть эту партию. «Сельскую честь» я впервые услышала в детстве, это был фильм, где Сантуццу пела Елена Образцова, пожалуй, лучшая исполнительница этой партии. 7 июля Елене Васильевне исполнилось бы 80 лет и мы посвятили нашу постановку юбилею великой певицы. Когда я готовила эту партию я многократно, с огромным удовольствием прослушала исполнение Елены Васильевны, конечно, слушала и других исполнительниц, но они для меня не столь убедительны. Не скажу, что было сложно готовить эту партию – вокально она мне очень подходит, но пришлось поработать над итальянским языком, над произношением с Дмитрием Михайловичем Юровским. Сантуцца – самый страдающий и вызывающий сочувствие персонаж в этой опере. Мне нравится её готовность бороться за свою любовь, мне близки такие страстные героини».

Михаил Агафонов исполняет партию Туридду: «Мне кажется, эта опера из тех, которые затрагивают самые глубины человеческой души. Конечно, это очень простая и жизненная история – Туридду возвращается из армии, его возлюбленная замужем, а его страсть не угасла, и героя легко понять. Есть оперы и партии, над которыми нужно думать, а вот Туридду, или Канио я бы сказал, нужно больше прочувствовать, чем продумать. Со стороны вокала есть некоторые сложности – партия достаточно высокая, есть не очень «удобные» места, но главное – нужен высокий драматический накал».

Партию Альфио – соперника Туридду – исполнит Алексей Зеленков. «Мне кажется, что «Сельская честь» из тех опер, в которых абсолютно всё сказано в музыке – настолько она правдива, выразительна и драматична. Здесь всё понятно даже без перевода. Я могу понять каждого из героев, и мой персонаж вызывает у меня только сочувствие – простой работяга, любящий и доверяющий своей жене, измена которой становится для него трагедией всей жизни. Я не оправдываю Альфио, но понимаю его. Такое понятие как «долг чести», в те времена на Сицилии, да и сейчас для любого мужчины многое значит. Конечно, опера сделана мастерски – трагедия разворачивается на праздник Пасхи, звучит одухотворённый хор, и на таком фоне этот накал страстей…Такие произведения заставляют сопереживать, вызывают настоящие сильные эмоции, поэтому эта опера всегда будет любима зрителями».