Новости

«Сибирские сезоны» в НОВАТе

27 Октября 2022

28 октября на Малой сцене НОВАТа состоится открытие Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны-2022». Фестиваль учрежден Министерством культуры Новосибирской области, Новосибирской государственной консерваторией имени М.И. Глинки (далее – НГК) и Благотворительной региональной общественной организацией «Сибирский центр современной музыки». НОВАТ вновь выступает ведущим партнером музыкального форума. Стартовым событием фестиваля станет концерт, программа которого созвучна генеральному замыслу фестиваля и носит название «Архитектоника духа». В программе участвуют творческие коллективы НГК и приглашенный гость фестиваля – артисты Губернаторского камерного хора филармонии Кузбасса имени Б.Т. Штоколова (Кемерово). В концерте будут исполнены сочинение эстонского композитора-минималиста Арво Пярта «Tabula Rasa» (от лат. – чистая доска) и хоровые полотна выпускника НГК Александра Новикова (1952–2009). Закрытие фестиваля также состоится на Малой сцене НОВАТа 6 декабря, финальный концерт которого будет посвящен 90-летию выдающегося русского композитора Родиона Щедрина. Академический хор студентов НГК и Камерный хор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (Москва) исполнят русскую литургию для хора a cappella «Запечатленный ангел» по одноименной повести Николая Лескова – одно из самых значимых хоровых сочинений в русской новосакральной музыке XX века.

Об истории фестиваля «Сибирские сезоны» и фестивальной программе этого года рассказали инициаторы форума – профессор кафедры дирижирования НГК Елена Рудзей и доцент кафедры дирижирования НГК, проректор по воспитательной и творческой работе Сергей Шебалин.

Елена Рудзей: Фестиваль «Сибирские сезоны» существует с 2011 года. Фестивальную программу мы всегда стараемся делать яркой и интересной, первое время фестиваль был ежегодным, а с недавних пор мы перешли на формат биеннале. «Сибирские сезоны» – это, естественно, дань уважения Сергею Дягилеву и его парижским «Русским сезонам», а главным девизом нашего фестиваля стала знаменитая дягилевская фраза: «Удиви меня!». Удивлять – это было главной задачей фестиваля, поэтому программа всегда включает большое количество мировых и, прежде всего, всероссийских премьер. Это, конечно, современная музыка, как и предполагает название фестиваля. Часто фестиваль заказывает произведения композитору, к примеру, как это было в 2014 году – мы заказывали сочинения московским композиторам Антону Сафронову и Олегу Пайбердину, а также новосибирскому автору Роману Столяру. Они создали для нас два балета и оперу, и мы показали их на фестивале. Также на «Сибирских сезонах» впервые в России были исполнены «Три истории» Стива Райха, с разрешения автора. Потом был показ в Москве в концертном зале имени Чайковского – это стало главным событием и открытием фестиваля. В 2015 году было такое значимое событие, как исполнение произведения «Страсти по Марку» Баха. Это восстановленная партитура – в 1945 году она погибла при пожаре в результате бомбежки, и Йорн Бойзен, который восстанавливал ее, приехал к нам и руководил постановкой. К нам всегда приезжает очень много музыкантов со всей России и из-за рубежа – на мастер-классы, творческие встречи, совместное музицирование. Традиционный для фестиваля формат – большие совместные проекты, которые осуществляет Новосибирская консерватория. К примеру, с Губернаторским камерным хором филармонии Кузбасса мы уже исполняли хоровой концерт на стихи Григора Нарекаци Альфреда Шнитке, а в этом году в этой же коллаборации исполняем сочинения Александра Новикова.

В этом году, в связи с ситуацией в мире, мы сосредоточились на российском формате, но все-таки верны себе и при поддержке Министерства культуры Новосибирской области снова представляем очень мощные коллаборации – в программе открытия и закрытия участвуют уже названный мной Губернаторский камерный хор филармонии Кузбасса и Камерный хор Московской государственной консерватории. Здесь хотелось бы выразить благодарность Министерству культуры нашего региона – благодаря выигранному нами гранту у нас появилась возможность пригласить эти коллективы. Поэтому открытие и закрытие фестиваля ознаменуют масштабные хоровые полотна. На наш взгляд, именно такие события, как исполнение больших, одухотворенных хоровых сочинений сейчас просто необходимы, поскольку именно тысячелетняя русская хоровая культура содержит национальный духовный код. Он сохранен не только в сочинениях классического наследия, но и очень ярко представлен в хоровых произведениях наших современников. Поэтому знаковое для Сибири имя композитора Александра Новикова откроет фестиваль 28 октября. Он оставил потрясающее наследие, для себя я определяю этого композитора как современного Достоевского в музыке, в его творчестве сосредоточены все самые важные русские идеи – размышления о духовном пути, о душе, о поиске истины. Прозвучат его «Три песнопения из Екклесиаста» и Месса для хора и симфонического оркестра. Месса – по форме, казалось бы, католическое произведение, но глубоко русское и сейчас как никогда современное. К сожалению, будет только одно исполнение, и мы очень хотели бы, чтобы его услышало как можно больше людей. Поэтому мы благодарны НОВАТу за то, что нам предоставили Малый зал, в котором очень удачно можно осуществить эту постановку. Закрываем фестиваль мы тоже на этой площадке – 6 декабря там прозвучит невероятное произведение Родиона Щедрина «Запечатленный ангел», написанное композитором к 1000-летию крещения Руси, которое тоже поднимает очень своевременные и непростые темы – темы предательства, странствий души, поиска духовной опоры, и неформально его называют «Русская литургия».

Сергей Шебалин: Сегодня уже смело можно говорить, что сотрудничество между Новосибирской консерваторией и Новосибирским театром оперы и балета – системное и с большими перспективами. Мы очень дорожим этими взаимоотношениями. Это не только концерты и творческие встречи, но, в ближайшей перспективе, и мастер-классы, и творческие проекты. Поскольку проекты, к примеру, фестивальные события, инициируются в русле творческих лабораторий, экспериментов, воплощаются в таких специальных форматах и транслируются на широкую аудиторию Новосибирского оперного театра. То есть театр – это самый большой «рупор» нашего города и это позволяет нам привлекать больший интерес к нашим мероприятиям и реализовывать масштабную воспитательную работу. Конечно, такое взаимодействие между нашими учреждениями вполне естественно и, на мой взгляд, оно направлено прежде всего на благо слушателя, зрителя – мы готовим профессиональные кадры для театра, а театр «широкоформатно» транслирует в культурное пространство наши проекты. Фестиваль «Сибирские сезоны» постоянно меняется, творчески растет, у нас появляются новые партнеры, нас очень поддерживают не только на уровне нашего региона, но и в Москве, поскольку «Сибирские сезоны» – самый масштабный фестиваль современной музыки на обширной территории от Урала до Дальнего Востока.