Новости

Сцены из жизни «Богемы»

31 Мая 2017

Так называется роман Анри Мюрже, который лег в основу одного из самых удивительных оперных явлений. Так же мы назвали несколько историй вокруг легендарного спектакля, который появился на новосибирской сцене 20 лет назад, и который сейчас возвращается, «вечно тот же, вечно – новый».

8 июня на большой сцене НОВАТа – опера Джакомо Пуччини «Богема». Возобновление спектакля, сценография которого воспроизводит картины Парижа, станет стартовым событием грандиозного фестиваля Вероники Джиоевой в Новосибирском театре оперы и балета. Примадонна выступит в одной из самых любимых своих ролей – Мими, а партию Марселя исполнит гость фестиваля – всемирно известный баритон Василий Ладюк. Четвертое рождение спектакля готовит режиссёр из Санкт-Петербурга Алексей Степанюк, который около 7 лет назад уже вдохнул в постановку новую жизнь.

Двадцать лет назад эта постановка всколыхнула театральный мир. «Новосибирская премьера «Богемы» была признана одним из ярчайших событий в театре, – писала в свое время о спектакле газета «Коммерсант». – Пожалуй, впервые оперные артисты играли на сцене как драматические – существовали не в статике, а в динамике. Это была маленькая революция».

Оперу «Богема» на сцене Новосибирского театра оперы и балета в 1997 году поставила режиссёр из Франции Бенедикт Ардиле, имевшая опыт постановок в знаменитом «Комеди Франсез», известная к тому времени в России по спектаклю «Двуглавый орел» Ж. Кокто (Театр Российской Армии, 1991). Не умаляя общей содержательной атмосферы репетиций с Бенедикт, надо отметить, что ее работа над «подстрочником» была отдельной темой, где главным был пиетет в отношении к слову и к тексту.

10 октября премьерой постановки «Богема», музыкальным руководителем которой стал главный дирижер Алексей Людмилин, был открыт 53-й сезон театра. Ведущие партии на премьере спектакля, в котором художник Игорь Гриневич создал неповторимую атмосферу Парижа 30-х годов XIX века (мансарда превращается в кафе «Момюс» в Латинском квартале, затем в трактир у парижской заставы), исполнили Татьяна Ворожцова (Мими), Василий Горшков (Рудольф), Александр Лебедев (Марсель), Марина Ефанова (Мюзетта).

Опера на долгие годы обосновалась в репертуаре театра, став местом удивительно ярких и запоминающихся дебютов и пережив несколько этапов реноваций. Первое возобновление спектакля состоялось в 2006 году, когда дирижер Теодор Курентзис выступил музыкальным руководителем новой редакции «Богемы» сначала в концертной версии, с которой труппа выступила в большом зале Московской консерватории, а затем полномасштабного спектакля. Отзывы критиков об исполнении в столице концертной версии оперы были восторженными.

«Нельзя не удивиться свежести исполнения, – писала московская пресса. – Откуда-то взялись упругие стаккато в жанровых эпизодах, фразы стали волнистее, ариозо обрели прерывистое дыхание. Темп замирал и оживал, повинуясь действию, зато когда наступал черед разлиться широкой лирической мелодии, она поднималась как на дрожжах».

В 2010 году новую режиссерскую версию «Богемы» предложил Алексей Степанюк, спектакль буквально родился заново, заиграл новыми красками. В ближайшие дни мы расскажем несколько историй, назовем примечательные факты из удивительной жизни этого спектакля, любимого не одним поколением наших зрителей, артистов и дирижеров. Тем более, у этого спектакля-путешественника сложилась своя особая гастрольная судьба.

Сцены из жизни «Богемы». Продолжение следует…

Премьера спектакля «Богема. Renovation» с участием Вероники Джиоевой и Василия Ладюка состоится 8 июня. Билеты в кассах и на сайте театра.

Режиссёр Алексей Степанюк
Гриневич Игорь художник
Режиссёр Бенедикт Ардиле
В роли Мими Татьяна Ворожцова
Сцена из Спектакля
Сцена из спектакля