Новости

Убийство в опере: жестокие плоды просвещения

18 Января 2017

В Новосибирском театре оперы и балета начались репетиции оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад», которая в свое время была запрещена в Италии, и подвергнута жесточайшей цензуре из-за того, что центром сюжета стало политическое убийство. Режиссер Вячеслав Стародубцев, который уже воплотил на сцене жанры «оперный квест» (Турандот), «fashion-opera» (Аида), на этот раз решил сделать спектакль по самому скандальному произведению Верди в жанре «триллер опера». В центре сюжета, имеющего и сегодня свою политическую актуальность, – просвещенный правитель, ставший жертвой своей государственно-просветительской деятельности.

Одни критики называют оперу «Бал-маскарад» «самой опереточной из опер», другие считают ее «самой мелодраматичной из мелодрам». В то же время появление оперы, написанной на сюжет французского драматурга Эжена Скриба об убийстве короля Швеции Густава III, совпало с острым политическим кризисом, разразившимся в Европе. Накануне премьеры, которая была намечена на 1858 год, произошло покушение на Наполеона III, после чего власти Неаполя потребовали внести в сюжет серьезные изменения.

«Обращаясь к опере «Бал-маскарад», театры обычно идут двумя путями, – говорит Вячеслав Стародубцев. – Они либо помещают действие в Бостон, по сюжету исправленного либретто, либо переносят его в Швецию, как это было до вмешательства неаполитанской цензуры, которая заставила композитора перенести действие в Северную Америку».

В отличие от уже устоявшихся мировых трендов режиссер готовится представить собирательный образ императора-просветителя, который гибнет от рук своих же сподвижников. «Король Густав III, ставший прообразом главного героя оперы, был одним из самых первых монархов Европы, настоявшим на принятии законов о свободе слова и свободе вероисповедания, – отмечает постановщик. – Один из самых ярких правителей XVIII века стал инициатором строительства Королевской оперы в Стокгольме, в здании которой его и убили».

Одновременно в «Бале-маскараде» найдет свое отражение и та редакция оперы, где главным ее героем был губернатор Бостона. По словам режиссера, сам факт того, что Бостон был основан бежавшими из Британии пуританами, подсказал некоторые изобразительные решения. «Во всяком случае, костюмы персонажей, окружающих главного героя, будут сделаны в пуританской исторической манере, – сообщил Вячеслав Стародубцев. – Это осознанный ход, чтобы на фоне черно-серых тонов, яркость и восторженность просветителя, смотрелась с еще более притягательной силой».

Вячеслав Стародубцев нашел в древнегреческой мифологии соответствующую оперной фабуле философскую ассоциацию: «Мета-сюжет истории тесно перекликается с легендой об охотнике Актеоне, которому случайно удалось увидеть купающуюся с нимфами Артемиду, в наказание богиня обратила его в оленя, которого в итоге загрызли его собственные собаки».

Режиссер уверен, что идея постановки прозвучит актуально для современного зрителя. «Каждый день мы обязаны делать выбор, на который влияют политическая обстановка и семейные обстоятельства, новости и даже погода, – считает Вячеслав Стародубцев. – Каждый человек с добрыми помыслами всегда должен быть готов к тому, что в любой момент он может оказаться преданным своими же товарищами, которые запросто могут отфрендить кого угодно в социальных сетях».