Новости

Юбилейный сезон. Начинаем с Чайковского

12 Сентября 2019

11 сентября в НОВАТе юбилейный, 75-й театральный сезон на Большой сцене открыл балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». В августе текущего года эту версия балета, которую называют «старомосковской», была представлена на Исторической сцене Большого театра в рамках гастролей НОВАТа. Семь показов балета на московской сцене сопровождались аншлагами и огромным успехом у столичной публики. Вчерашний спектакль на родной сцене новосибирские зрители приняли также горячо.

Сезон на Малой сцене начнётся 13 сентября с премьеры оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Музыкальный руководитель и дирижёр постановки – Дмитрий Юровский, режиссёр – Вячеслав Стародубцев.

Главный режиссёр Новосибирской оперы Вячеслав Стародубцев: «Мы решили поставить этот спектакль так, как задумывал сам Пётр Ильич Чайковский. Он ведь не случайно назвал это сочинение «Лирические сцены», и в одном из его писем есть слова: «Мне нужна здесь небольшая сцена». Для нас важна современность этого материала - языковая и психологическая, и эмоциональная достоверность. Поэтому выбрана Малая сцена, где зритель видит артиста очень близко. Мы делаем акцент на молодые голоса, на молодые эмоции и следуем в этом и за Чайковским, и за Пушкиным, и за Станиславским. Знаменитый «Онегин» Станиславского в 1922 году был поставлен в Оперной студии Большого театра с участием молодых солистов и студентов консерватории. При этом артисты играли в костюмах того времени, без грима, потому что самое главное в «Евгении Онегине» - это музыка и слово. Причём «Онегин» Пушкина и Чайковского, как и «Пиковая дама» - это равные, но разные величины. Чайковский много работал над пушкинским текстом, вносил изменения, усиливая знаковые драматургические моменты. Мы работаем с артистами над действенной интонацией, именно так, как подсказывает нам сама партитура – паузы, акценты, при помощи которых музыка создаёт образ персонажа. Мне нравится, что наши молодые солисты могут предложить своё прочтение, основываясь на своих эмоциях, и своём, современном, очищенном от стереотипов восприятии музыки Чайковского».

Музыкальный руководитель НОВАТа, главный дирижёр Дмитрий Юровский: «Начинать сезон с Чайковского – очень хороший знак в нашем театре, как и то, что «Онегин» возвращается на сцену Новосибирской оперы с новыми молодыми голосами. Я очень давно хотел это сделать – поставить «Онегина» с артистами, близкими по возрасту персонажам Пушкина и Чайковского. И при этом чтобы спектакль не получился «учебным», как спектакль в консерватории. Такая возможность у нас есть - сейчас опера заметно помолодела, и хорошо подготовленные солисты, приходящие в театр, практически ровесники героев «Онегина». А в нашей постановке некоторые солисты даже моложе, чем их персонажи в романе Пушкина и опере Чайковского. Я не прикасался к этой опере десять лет, и сейчас хотел бы несколько освободить её от штампов, кочующих от одной постановки в другую, предложить свежий взгляд, который возможен в XXI веке. При этом Ларину у нас поют солистки, которые в другой постановке могли бы петь Татьяну, и сегодня находятся в великолепной вокальной форме, но в нашей концепции и Ларина молода, как это и написано изначально. И это замечательно, что наши молодые певцы и певицы поют эти «зрелые» партии, и они им вокально очень подходят».