Новости

Зрительский стаж – 74 года

11 Мая 2019

12 мая НОВАТ отмечает свой 74–й день рождения, в победном 45–м году в этот день Новосибирский театр впервые распахнул свои двери для зрителей. Накануне мы встретились и побеседовали с Аркадием Иннокентьевичем Речкиным – зрителем Новосибирского театра оперы и балета с 74–летним стажем. Впервые Аркадий Иннокентьевич побывал в театре в день его открытия 12 мая 1945 года.

Вы ведь были ребёнком, когда впервые побывали в театре, расскажите, что запомнилось вам больше всего?

Как это ни удивительно, хотя мне было всего 7 лет, я очень многое запомнил. Попал я в этот день в театр, потому что мама не могла пойти – осталась дома с годовалым братом, и отец взял меня. Ещё в фойе на меня произвело впечатление пересечение лестниц – они шли и вниз, и вверх… Конечно, тогда всё поражало. Сами представьте: 45–й год, сразу после войны, голодуха, и я – мальчишка, шпана – попадаю в такие хоромы. Да стоит только вспомнить, каким был тогда Новосибирск – в двух шагах от театра было болото, мы жили здесь рядом и каждый раз после дождя мы в этом болоте можно сказать, купались. А здесь – яркий свет, огромная сверкающая люстра, рядом все эти античные скульптуры… В первый раз мы сидели на третьем ярусе, и наверное поэтому именно эти места стали моими любимыми – с тех пор я почти всегда старался брать туда билеты. Должен сказать, что люблю смотреть оттуда балет – весь хореографический рисунок, как на ладони. Возвращаясь к первому походу в театр, должен сказать, что сам спектакль – оперу «Иван Сусанин», я очень хорошо запомнил. Самому удивительно, что запомнилась музыка: краковяк на польском балу, ария «Чуют правду!...», и особенно заключительный хор «Славься!» – сильнейшее впечатление. К сожалению, тогда я единственный раз в жизни слышал эту оперу «живьём». Ещё запомнилось, как в антракте публика фланировала по фойе, все были очень нарядные, на многих женщинах были горжетки.

Вообще это, конечно, поразительно, что шла такая страшная война, а театр в это время строился…

Посещение театра в вашей семье было традицией, может быть, близкие занимались музыкой?

Нет, семья моя не была связана ни с музыкой, ни с театром. Я сам всю свою жизнь – почти 60 лет – проработал на заводе. Я попал в театр благодаря старшему брату, а вернее его другу – тот работал в театре, в мимансе, и меня «втянул». Но вообще я всю жизнь тянулся к музыке – вспоминаю, как брал в руки кусок фанеры, и воображал, что играю на музыкальном инструменте. И хотя сам я не получил музыкальное образование, моя дочь окончила музыкальную школу. В те времена было сложно купить пианино, но мы для неё нашли инструмент, как сейчас помню, он назывался «Красный октябрь», внучка тоже училась музыке.

Но мне довелось выступить на сцене Новосибирского театра – наш мужской ансамбль вышел в финал смотра художественной самодеятельности, и в заключительном концерте мы пели здесь гимн кубинской революции.

У вас были любимые исполнители?

Да, конечно, здесь был тенор Василий Сорочинский, бас Вениамин Арканов, незабываемой была Лидия Мясникова в «Кармен», бас Алексей Левицкий в партии Бориса Годунова, и, конечно Валерий Егудин в «Пиковой даме», а в балете – Лидия Крупенина, Татьяна Кладничкина. Сейчас мне очень нравится Алексей Зеленков, он очень ярко выступил в проекте «Большая опера», и я видел его на сцене – очень темпераментный, запоминающийся артист. Из солисток люблю Веронику Джиоеву, нам очень повезло, что она в нашей труппе.

Сейчас часто бываете в театре?

Вы знаете, на опере сейчас бываю редко, на балете чаще. В современном театре оперы исполняются на языке оригинала – итальянском, французском, и если музыку я воспринимаю легко, то чтение титров отвлекает, хотя, наверное, это правильно.

Наверное, меня можно назвать консерватором – мне не очень нравятся некоторые современные постановки, я предпочитаю классические прочтения. Конечно, творческие люди всегда ищут что–то новое, и если это сделано со вкусом, умом, с уважением к автору – то, конечно, я могу это только приветствовать.

Уже много лет вы – почётный гость традиционного праздничного концерта. А когда вас впервые пригласили на день рождения театра?

Первое приглашение я получил в 1995 году, на 50–летний юбилей от Валерия Егудина, это был первый концерт, посвящённый дню рождения театра. С тех пор я не пропустил ни одного дня рождения – театр меня постоянно приглашает. И в прошлом году был на концерте в Зале Зака – после реконструкции зал просто великолепен. Я от всей души поздравляю театр с очередной годовщиной со дня открытия, и надеюсь, что в следующем году по традиции смогу отметить здесь его 75-летний юбилей.