Интервью

Алексей Шаповалов: «Фигаро – это часть меня»

11 Февраля 2023

В ближайшее воскресенье, 12 февраля, на нашей Большой сцене – опера «Севильский цирюльник», а значит, вновь зазвучит солнечная музыка Джоаккино Россини, а ловкий, остроумный Фигаро будет плести любовные интриги.

Главную партию в спектакле исполнит солист оперной труппы НОВАТа, обаятельный баритон Алексей Шаповалов.

Вокальное мастерство и артистизм Алексея уже третий сезон радуют новосибирскую оперную публику. Талантливый артист одинаково свободно чувствует себя в комедийных и лирических ролях, в русском и зарубежном репертуаре.

В интервью Алексей Шаповалов рассказал о партии Фигаро, в которой дебютировал на Большой сцене НОВАТа в 2020 году, и о других работах в нашем театре.

Это уже третий ваш сезон в нашем театре, где все началось с партии Фигаро в опере «Севильский цирюльник». Давайте немного поговорим об этой работе. Когда впервые вы пели Фигаро? Какие возникали сложности при подготовке партии? Чем она вам интересна?

Дебют в партии Фигаро состоялся именно на сцене НОВАТа! Я долго шел к этой партии и всегда мечтал ее исполнить, поскольку она идеально ложится на мой голос – высокий лирический баритон, но в репертуаре театров, в которых я работал ранее, этого названия не было.

Когда я начал изучать партию, вокальных проблем не возникло. Сложность была только одна – во время разучивания партии я заболел ковидом, а нужно было за достаточно короткое время освоить объемный музыкальный материал. Поэтому изучение арий и речитативов приходилось чередовать с приемом медицинских препаратов.

Каждый раз, когда я вижу оперу «Севильский цирюльник» в афише нашего театра, у меня замирает сердце, потому что роль Фигаро требует невероятной концентрации и безупречного вокального тонуса. Это огромная ответственность перед самим собой, композитором, коллегами и публикой. Но в то же время я всегда очень счастлив исполнять ее, потому что Фигаро – это часть меня. Это персонаж, который мастерски, легко, играючи может выпутываться из сложнейших жизненных ситуаций и помогать в этом другим, не теряя при этом присутствия духа, оптимизма и юмора.

Нравится ли вам работать в спектакле режиссера Дмитрия Белянушкина?

Мне очень приятно было влиться в команду этого спектакля. Сразу стало понятно, что работа была проведена очень серьезная: настолько слаженно работал весь ансамбль артистов. И действительно я узнал, что постановочные работы велись в течение трех месяцев. Помощь в них оказывал и приглашенный из Италии коуч. Спектакль Дмитрия Белянушкина полон юмора и продуман до мелочей, я уверен, что он еще не один сезон будет радовать наших зрителей.

Зрители высоко оценили ваши блестящие комедийные образы – Фигаро, доктора Малатеста в «Доне Паскуале». Вам как артисту ближе комедия или трагедия?

Мне очень приятна такая зрительская оценка моих комических ролей и особенно роли доктора Малатесты в опере «Дон Паскуале» Доницетти. Я очень люблю эту роль, мне уже приходилось исполнять ее на сцене Астраханского театра оперы и балета и в «Астана Опера». Поэтому я был счастлив, когда узнал, что маэстро Дмитрий Юровский планирует пополнить этим названием репертуар этого сезона.

Действительно, комические роли в чем-то лучше раскрывают мой характер и характер моего голоса. А доктор Малатеста где-то сродни Фигаро. Возможно, в этом и кроется секрет успеха этих моих героев у публики.

Какие ваши сценические работы в спектаклях НОВАТа вы могли бы назвать самыми интересными?

Каждая новая роль, каждая постановка в НОВАТе по-своему уникальна и интересна. Сегодня в моем репертуаре в театре более двенадцати ролей. Но, помимо уже названных Фигаро и Малатесты, мне особенно дороги роли Энея («Дидона и Эней»), Ивана Королевича («Кащей Бессмертный»), Сильвио («Паяцы») и Пинга («Турандот»).

О постановочном процессе оперы Пёрселла «Дидона и Эней» остались особенно теплые воспоминания, потому что это была моя первая совместная работа с главным режиссером НОВАТа Вячеславом Стародубцевым, а моей Дидоной стала звезда мировой оперы Василиса Бержанская.

В каких новых образах зрители нашего театра смогут увидеть вас в ближайшем будущем?

Совсем скоро увидят меня в роли Анджелотти в «Тоске», в партии Фалька в «Летучей мыши» и в роли Папы Карло в мировой премьере оперы Андрея Семёнова «Невероятные приключения Буратино». Также я работаю еще над одной комической ролью – сержанта Белькоре в опере Доницетти «Любовный напиток».

Увидеть и услышать Алексея Шаповалова на сцене НОВАТа вы сможете в спектаклях:
«Севильский цирюльник», опера Джоаккино Россини – 12 февраля в 17:00. Фигаро – Алексей Шаповалов, Розина – Дарья Шувалова, Граф Альмавива – Владимир Кучин. Дирижер – Петр Белякин.
«Летучая мышь», оперетта Иоганна Штрауса – 16 февраля в 19:00. Фальк – Алексей Шаповалов, Айзенштайн – Михаил Агафонов, Розалинда – Ирина Новикова, Адель – Диана Белозор, Альфред – Владимир Кучин. Дирижер – Дмитрий Юровский.
«Паяцы», опера Руджеро Леонкавалло – 23 марта в 19:00. Сильвио – Алексей Шаповалов, Канио (Паяц) – Михаил Пирогов, Недда (Коломбина) – Дарья Шувалова, Тонио (Таддео) – Павел Анциферов, Беппо (Арлекин) – Владимир Кучин. Дирижер – Михаил Татарников.

Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в Оперном! НОВАТ