Интервью

Алексей Зеленков: «В “Царской невесте” есть правда жизни, правда чувств»

09 Сентября 2022

Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» состоится на Большой сцене НОВАТа 15 и 16 сентября.

Одну из главных партий – Григория Григорьевича Грязного – готовит ведущий солист оперной труппы НОВАТа Алексей Зеленков. Талант яркого, харизматичного артиста оценила не только публика и профессиональное музыкальное сообщество в России, но и европейские поклонники оперного искусства. Сибирский баритон – лауреат всероссийских и международного конкурсов, дважды удостоен Национальной оперной премии «Онегин», а недавно артист с успехом выступил на сцене Немецкой Оперы на Рейне и уже приглашен участвовать еще в нескольких спектаклях в ведущих оперных домах Европы.

Предстоящая премьера оперы «Царская невеста» – блестящая возможность услышать любимого артиста на его родной сцене в одной из самых значительных партий баритонового репертуара. В небольшом интервью Алексей Зеленков рассказал о своей новой сценической работе.

– Трудно представить в партии Грязного на нашей Большой сцене другого артиста – настолько этот персонаж подходит вашей актерской индивидуальности, вашей фактуре. Чем вам близок Грязной?

– Конечно, на нашей сцене выигрышно смотрятся люди с фактурой. Но голос, музыка – это, безусловно, всегда самое главное. Меня до сих пор удивляет, насколько сильно у великих композиторов и фактура, и душа персонажа отражена в самой музыке. Ведь и в «Царской невесте» музыкальная характеристика Григория Грязнова настолько выразительна, в ней столько заложено энергии, что не откликнуться певцу просто грешно. Начиная с первых слов «С ума нейдет красавица», для меня важно не только чисто и точно исполнить каждую ноту, но и наполнить каждое слово настоящим чувством. Грязной – настолько сильный и драматичный образ, настолько русский характер! В нем клокочет такая страсть, что этот музыкальный порыв захватывает тебя полностью. Этот человек силен и физически, и душевно, мне кажется, особенно мощно это показано в финале, когда Грязной видит страдания Марфы и говорит: «Сам буду бить челом царю Ивану и вымолю себе такие муки, каких не будет грешникам в аду». Он же сам пытал, убивал, он знает, что его ждет, но при этом готов себя наказать, обречь на страшные мучения – это ведь не только раскаяние, но и настоящее мужество. Это в его характере – ничего не делать вполсилы. Этим Григорий Грязной мне близок!

– Чем вам интересен ваш персонаж?

– Во-первых, интересно прикоснуться к нашей истории. Мне всегда интересовала эта тема. Конечно, драма Льва Мея не претендует на историческую достоверность, но ведь сюжет основан на реальных событиях и у моего персонажа был реальный прототип. Во-вторых, интересно спеть эту шикарную партию, погрузиться в этот потрясающий музыкальный материал. Здесь не нужно много говорить – в музыке Римского-Корсакова все слышно. Здесь есть правда жизни, правда чувств и невероятный сгусток эмоций – от задушевности русской песенной лирики до предельного накала страстей. Тут все очень правдиво и понятно каждому слушателю. К примеру, дуэт Грязного и Любаши, вернее, их ссора – она написана потрясающе сильно и жизненно. Когда она поет «Знать, не любишь больше ты свою Любашу» – у меня самого разрывается сердце и приходится буквально силой заставлять себя быть в роли непримиримым, безжалостным. В-третьих, мне интересно развитие моего персонажа в спектакле – то, как его необузданные желания перерождаются в осознание своей слабости перед чувством любви, перерастают в гнев, а потом – в страдание, глубокое раскаяние. Смотрите, он оклеветал, а потом сам пытал своего соперника – невиновного, чистого сердцем Ивана Лыкова, да так жестоко, что тот сознался в страшном преступлении, потом сам убил его и с гордостью всем рассказывал: «Сам я недостойною рукою злодею прямо в сердце угодил», а чуть позже Грязной осознает, что погубил Марфу и уже не может жить с этим. Григорий ведь не привык ни о чем просить – он всегда смело брал то, что хотел, а Марфа вызывает у него непривычные для него чувства – он хочет, чтобы она его полюбила. Но он не способен смириться с тем, что Марфа достается другому и это заставляет Грязного – человека жестокого, но прямого и совсем нековарного – решиться на несвойственные для него поступки. Я здесь согласен с режиссером Вячеславом Стародубцевым – это Грязной сходит с ума, он одержим Марфой и бессилен перед этим. Почему и страшны его финальные слова, в которых он требует себе самых страшных мучений.

– Что вам помогает в работе над вашим столь сложным и противоречивым образом?

– Все мы знаем – чтобы хорошо сыграть роль, нужно понять своего героя, посмотреть вглубь персонажа и найти ему оправдание, даже если это злодей. Грязной, безусловно, преданный человек – преданный царю, Малюте Скуратову. Да, он безжалостен, да, руки у него по локоть в крови, но ведь и время было такое – жестокое, когда человеческая жизнь не особо ценилась, а он – на службе государевой, он верен своему царю и выполняет свой долг. Жестокие обстоятельства, жестокая эпоха – отсюда и трагические судьбы. Я давно мечтал об этой партии и долго шел к этой роли. Еще во времена телепроекта «Большая опера» Рамиз Усманов – мой друг и участник этого проекта – предложил мне спеть Грязного в спектакле Большого театра имени Алишера Навои в Ташкенте, но из-за большой загруженности в нашем театре я был вынужден отказаться, хотя сделал это с большим сожалением. Потом я мог бы спеть Грязного в Большом театре, но тоже не сложилось. Сейчас я счастлив, что, наконец, буду петь Грязного в нашем театре, на нашей сцене, где обязательно должны звучать такие грандиозные полотна – великие русские оперы. Ведь «Царская невеста» – это наше наследие, здесь по-настоящему русские характеры, сильные чувства и мне очень бы хотелось, чтобы зрители ощутили эту эмоциональную мощь и вместе с нами – артистами – испытали тот катарсис, который вызывают только поистине великие музыкальные произведения.

Премьера. Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста», опера в 4-х действиях – 15 и 16 сентября, 16 октября, 6 ноября.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на премьере! НОВАТ