Интервью

Анастасия Шенталинская: я многому научилась у работников театра

10 Декабря 2015

Публика НОВАТа по достоинству оценила костюмы к опере «Борис Годунов», выполненные Анастасией Шенталинской. Рассказ художника по костюмам записала Ксения Чернова.

Это первая моя работа в таком крупном театре. НОВАТ просто грандиозен. Здесь очень сильные производственные цеха и работать с мастерами было безумно интересно. Я уже многому научилась и продолжаю учиться у работников вашего театра.

Впервые я работала и с таким большим материалом — опера очень многолюдна. Только набросков костюмов я сделала порядка шестисот, а эскизов получилось около сотни. Есть однотипные — например, костюмы хора выполнены в одном стиле, но, пожалуй, двух одинаковых не найдете — все особенные, все отличаются в деталях. 

Сегодняшний взгляд на подиум, на моду позволил мне уйти от ортодоксального костюма. Вместе с тем, работу в целом нельзя назвать подиумной коллекцией — все-таки это театральный костюм. Концепция рождалась в непосредственном общении с режиссером- постановщиком, сыграл свою роль и ряд ограничений, обозначенных художником-сценографом. Пришлось пожертвовать яркостью цвета, использовав все оттенки серого с вкраплениями красного. Убрать пышность и многослойность, оставив четкие вертикальные и горизонтальные линии. В конечном счете «система отказа» привела к простому и лаконичному решению.

Пожалуй, самым интересным и сложным стало соединение силуэта русского
традиционного костюма, который пришел к нам из Византии, со стеганой одеждой, именуемой в народе «ватник», и современными тенденциями моды.

Воплотить идею ватной стеганой одежды меня сподвигло знакомство с настоящей телогреей 1930-40-х годов. Я участвовала в военной картине и взяла напрокат пальто, которое было сшито из самых обычных тканей, но вручную постегано — это было настоящее произведение искусства. Я тогда еще поняла, что стеганые вещи разной формы хорошо смотрятся на сцене, а тем более на большой сцене. Это очень театрально.

Цветовые решения выдержаны в гамме серых оттенков с вкраплением красного. На самом деле, это мое любимое сочетание. Важные составляющие костюма — головные уборы. Они немного преувеличены в размерах — на такой большой сцене артисты в шапках стандартного размера выглядят, если можно так сказать, безголовыми. Хотя опера подается как концертное исполнение, у главных персонажей все-таки будет смена костюмов. Это касается Бориса Годунова и Григория Отрепьева, так как в опере они представлены в разных ситуациях и состояниях. Костюмы хора не меняются, но трансформируются от картины к картине.
В опере участвует детский хор. Костюмы детей решены по принципу костюмов народа — те же «стеганки». Единственное, они, конечно, светлее, почти белые, как маленькие ангелочки.
Очень важный персонаж — Юродивый. Ведь именно за ним остаётся последнее слово, именно он предвещает страшный период для Руси — время смуты. «Скоро враг придёт, и настанет тьма... Горе, горе Руси...». Поэтому с одной стороны это пародия на образ царя, не удержавшего власть, с другой стороны это проекция каменного идола, древнего бога, предрекающего беду...