Интервью

Андрей Триллер о партии Малюты Скуратова в опере «Царская невеста»

15 Сентября 2022

В предстоящих премьерных показах великой русской оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова в образе грозного Малюты Скуратова предстанет ведущий солист оперной труппы НОВАТа Андрей Триллер. Артист универсального дарования – Андрей убедителен и ярок как в комедийных, так и в трагических ролях, а также всегда в отличной вокальной форме.

В интервью накануне премьеры Андрей Триллер рассказал о своем видении персонажа.

– Партия Малюты Скуратова вам давно знакома. Чем вам интересна эта роль?

– Сам персонаж мне нравится своей прямотой и открытыми эмоциями. О таких людях говорят: «Нет камня за пазухой». Особенно если сравнивать с другим моим персонажем, например, Скарпиа из «Тоски». Они оба облечены властью, но Скарпиа как кукловод – гроссмейстер, управляющий людьми и плетущий паутину интриг. Малюта – неглупый, прямолинейный, преданный как пес. Он – настоящий служака, несилен в интригах, но у него есть, мне кажется, звериное чутье – он предугадывает желания хозяина и все исполняет. Партия небольшая и, может быть, немного низковата для меня, но я справляюсь и даже нахожу что-то полезное для будущих ролей. Когда сталкиваешься с материалом, который тебе немного «неудобен» по голосу, с ролью, которую поначалу не понимаешь, через преодоление ты выходишь на новый виток развития – это влияет на все твои дальнейшие работы. Как в квантовой механике.

– Музыка «Царской невесты» пронизана сильнейшими эмоциями. Вас она трогает так же, как и нас (слушателей)?

– Конечно, здесь невозможно остаться равнодушным, хотя мой персонаж в «Царской невесте», пожалуй, единственный, кто никого не любит и никем нелюбим. Малюта в стороне от всех любовных интриг, вернее, он над ними.

– Как вы себя чувствуете в таком эффектном и ярком образе, предложенном художником-постановщиком?

– Образ слегка преувеличенный, гротескный и в первый момент я был, признаться, немного удивлен, но потом понял всю логику режиссера-постановщика и чувствую себя в этом образе отлично. Почти всегда так бывает – нужно привыкнуть к своему персонажу, «обжить» образ.

– Какие задачи режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев ставит перед вами в спектакле?

– Как и от других артистов, режиссер ждет от меня, прежде всего, сильную эмоцию. Малюта – человек импульсивный и непредсказуемый. Хочет радоваться – все должны радоваться вместе с ним, а потом сразу: «Чего это все разгулялись? Нужно дело делать!». Такая переменчивость – это, мне кажется, своего рода игра на чувствах, чтобы увидеть настоящую, искреннюю реакцию окружающих, понять, на какой крючок можно поймать человека, чтобы потом разговаривать с ним с позиции сильного. Малюта чувствует себя царем, когда царя нет рядом, но вот Любаша для него – особенный человек, он выделяет ее в своем окружении. Малюта видит, что Любаша сильная, неуправляемая стихия, похожая в чем-то на него самого. Любаша ничего не боится, никакого трепета у нее нет – она отрешена от всех людей, собравшихся у Грязного, она сама «над ними» и ее дерзость нравится Малюте, он воспринимает Любашу как равную. Даже когда он просит спеть «да, знаешь, попротяжней, чтоб за сердце хватала», Любаша поет не для того, чтобы понравиться Малюте – она поет то, что хочет сама, от своего сердца. Именно это восхищает Малюту. Таково мое видение персонажа.

– Легко ли вам играть героя, наделенного безграничной властью? Близко ли это вам?

– Вы знаете, я – отец троих мальчишек и, конечно, нередко приходится быть властным (смеется). До какого-то момента, пока дети не вырастают, ты вынужден проявлять власть. Но это не просто желание управлять, а стремление вразумить, научить, а мои персонажи в опере – и Скарпиа, и Малюта – пользуются властью, не раздумывая о людях, которые им подчинены. В них нет никакой отеческой заботы, переживаний за ближнего.

Премьера. Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста», опера в 4-х действиях – 15 и 16 сентября, 16 октября, 6 ноября.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на премьере! НОВАТ