Интервью

Бахтияр Адамжан впервые станцует Солора в «Баядерке» Начо Дуато

28 Февраля 2022

Новосибирские ценители балетного искусства всегда с радостью видят в афише НОВАТа имя премьера театра «Астана Опера», одного из ярчайших артистов современной балетной сцены Бахтияра Адамжана. Мастерство и талант казахстанского танцовщика зрители НОВАТа уже смогли оценить в героической партии Спартака, в трагической роли Квазимодо в громкой осенней премьере балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери» (танцовщик вновь выйдет на цену НОВАТа в этой одной из самых успешных своих партий вечером 7 марта), а 5 марта зрителям впервые предстоит увидеть артиста в образе знатного воина Солора в балете «Баядерка» в постановке Начо Дуато. Для известного танцовщика спектакль 5 марта – первое знакомство с хореографией знаменитого испанского балетмейстера, с которым Новосибирский театр плодотворно сотрудничает с 2016 года.

Накануне дебюта мы поговорили с Бахтияром о работе над одной из самых значимых мужских партий в новой для него хореографической редакции классического балета.

–Ваша техника безукоризненна, ваши образы всегда выразительные, будь то классика, либо неоклассические постановки или современная хореография. В каком репертуаре вы чувствуете себя наиболее комфортно?

–Для меня все виды балетного искусства комфортны, безусловно, при условии должной подготовки. Наша классическая база дает нам широчайшие возможности как в классике, так и в современной хореографии, и если много работать, репетировать – уверенно чувствуешь себя в любом репертуаре. Другое дело, что по моим природным данным мне больше подходят такие роли, как Спартак, Квазимодо, а чистая классика даётся немного сложней. Мне самому больше нравится драматическая составляющая спектакля, когда я должен донести до зрителя своего персонажа, где требуется не только техника, танец, но и актерская игра. Именно над этим я очень много работаю, а технику и чистоту танца я воспринимаю, как должное в нашей профессии. Мы, артисты балета, обязаны всегда быть в хорошей форме для зрителей, чтобы показывать легкость, красоту и возможности человеческого тела.

–Романтический Принц, доблестный Спартак, трагический Квазимодо – какие ваши персонажи вам более интересны, может быть, более близки по духу?

–Для меня Принц в «Щелкунчике» Юрия Григоровича, Спартак в его балете и Квазимодо в постановке Ролана Пети – одинаково близки. Спартак в балете Григоровича – моя первая партия, как ведущего солиста, а вторая – как раз Принц в его же редакции «Щелкунчика», и, как ни удивительно, Квазимодо стал третьей большой ролью в моей сценической карьере. Так что все три персонажа мне одинаково дороги и близки – по духу, по состоянию и я нахожу в себе какие-то грани каждого из этих героев. Но, как я уже сказал выше, мне нравятся драматические роли, нравится дополнять образы своей индивидуальностью. И в этом плане самый интересный – Спартак, потому что в этой партии можно максимально раскрыть свой актерский потенциал, каждый раз находить новые грани и каждый спектакль делать и украшать по-разному. Если говорить о партии Квазимодо, то она поднимает на другой уровень как актёра. Я не скажу, что хореография Пети дается мне очень сложно, но она, конечно, отличается, в первую очередь – построением хореографического рисунка моей партии, здесь на протяжении всего спектакля нужно удерживать плечо в одном положении – «держать горб». Но ещё сложнее – через внешнее уродство показать душевную красоту, любовь, трепетное и чистое чувство, которое испытывает Квазимодо к Эсмеральде. Это, пожалуй, самое сложное.

– Вы знакомы с хореографией Начо Дуато? Чем, на ваш взгляд, отличается авторский почерк этого балетмейстера? Расскажите о работе над новым для себя материалом.

– В спектаклях Начо Дуато я прежде не танцевал и сейчас счастлив возможности соприкоснуться с его хореографией. Я думаю, «Баядерка» – отличный старт для такого знакомства, потому что прежде я танцевал только классическую версию этого балета. Когда я впервые посмотрел балет Начо Дуато, я, естественно, заметил существенные отличия в тексте партии Солора, особенно в первом и втором актах – в первом выходе Солора, в адажио с Никией, в дуэте с Гамзатти. Ещё я отметил для себя, что в спектакле очень красивые костюмы и декорации, деликатные переходы от классического к современному танцу, и что хореография Начо Дуато очень музыкальна. Мне очень интересно пропустить через себя эту хореографию, и как только я ее освою, я смогу представить более трезвый и взвешенный взгляд на этот балет, а пока я только в предвкушении. У меня огромное желание выступить в НОВАТе, и выступить хорошо, во-первых, потому что я очень ценю зрителей Новосибирска, их отношение к артистам, и ценю сам театр, который становится для меня уже близким и родным, куда меня зовут и где меня всегда поддерживают. Во-вторых, мне очень нравится ваша сцена, я считаю, что это одна из лучших сцен мира. Я всегда с удовольствием приезжаю сюда, и считаю, что не имею права выступить здесь плохо. Сейчас я готовлюсь, учу, репетирую, скоро приеду в Новосибирск и буду «добивать» партию вместе с педагогами НОВАТа, уверен, что найду какие-то нюансы, которые пока не разглядел. Мне это очень интересно.