Интервью

ИОЛАНТА. Интервью с режиссером-постановщиком Иркином Габитовым

15 Июля 2022

Подготовка к постановке оперы Чайковского «Иоланта» на сцене НОВАТа была прервана пандемией COVID, но настолько велико было желание коллектива театра и режиссера Иркина Габитова воплотить на сцене этот шедевр оперной классики, что, пусть и с задержкой, он обрел на нашей сцене вполне счастливую сценическую жизнь. Сейчас постановка раз за разом собирает полные залы любителей музыкального театра и стала стартовой площадкой многих интересных дебютов молодых солистов оперы. Вот и 19 июля именно «Иоланта» ознаменует возвращение оперы на сцену НОВАТа после небольшого летнего перерыва. Партию Иоланты исполнит София Бачаева, Водемона - Владимир Кучин, Роберта - Алексей Шаповалов, Короля Рене - Николай Лоскуткин. После успешного выступления в Опере на Рейне на родной сцене партию Эбн-Хакиа споет Алексей Зеленков. За пультом - музыкальный руководитель постановки, художественный руководитель и главный дирижер театра Дмитрий Юровский.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент интервью с режиссером-постановщиком, заслуженным деятелем искусств России Иркином Габитовым, подготовленное перед премьерой оперы. Мастер рассказал нам о предстоящей премьере и многолетнем сотрудничестве с Новосибирским театром оперы и балета.

– В Новосибирском театре в разные годы я поставил оперы «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Хованщина», «Тоска», «Паяцы», ставил «Реквием» Верди, возобновил «Князь Игорь» – постановку Ваагна Багратуни. На мой взгляд, это был очень хороший спектакль именно для новосибирской сцены – весомый, масштабный – Багратуни был большим мастером. На сцене Новосибирского театра нужно работать крупными мазками, как умел, к примеру, Иван Севастьянов – он мог осмыслить и заполнить грандиозные масштабы этой площадки.

– Что для вас является главным в спектакле?

– Самое главное в любом спектакле – чувственное начало. Я считаю, это было главным и для Чайковского, и для Верди… Можно что угодно нагородить на сцене, но если нет человеческой эмоции, если через голос, через музыку, через отношение к музыкальному материалу до зрителя, или слушателя не донести чувство – ничего не выйдет, всё развалится. И неважно, одет персонаж в исторический, или современный костюм, неважно, в какое время помещено действие. Человеческие чувства везде и во все времена одни и те же.

– С вашими спектаклями «выросли» многие артисты старшего поколения нашего театра. Как вам работается с нашими молодыми оперными певцами?

– Прекрасно работается. Самое важное – это по-настоящему серьёзно работать с ними. Тогда у них загораются глаза. К сожалению, в последний мой приезд, когда мы начали работать над постановкой «Иоланты», у нас было всего несколько дней на общение с солистами, но даже за этот короткий период нам удалось установить множество внутренних контактов между ними, на удивление много нового мне удалось открыть даже опытным солистам. Ведь недостаточно обладать богатым голосом, с прекрасным тембральным разнообразием, нужно понимать, какие задачи перед тобой поставлены, уметь по-своему свежо и в то же время с глубоким и верным пониманием исполнить даже самую «запетую» партию. И когда удаётся правильно внутреннюю задачу артисту поставить – он откликается. Тогда и получаешь истинное удовольствие от осознания, что идёшь верной дорогой.

– Расскажите о вашей новой работе в НОВАТе – постановке оперы «Иоланта» П. И.Чайковского.

– «Иоланта» удивительна – в этой музыке только поэзия и абсолютное отсутствие быта. Когда в эту музыку пытаются внедрить бытовое, обыденное – это всё убивает. И музыка начинает мстить. За последние годы было очень много постановок «Иоланты», порой очень спорных: и в сумасшедшем доме, и со всей современной атрибутикой, вроде компьютеров и смартфонов. Своей целью я вижу поставить именно ту оперу, которую написал Чайковский. Сказку, полную глубокого духовного смысла, о том, что Божественное провидение – главное в жизни каждого человека, а истинное прозрение –это обретение Бога и любви, способность к самопожертвованию. Ведь Иоланта не знает, что такое Бог – ей о нём рассказали… Она блуждает во тьме, и её слепоту не стоит сводить к физиологии – свет нужен её душе. Ведь что такое тьма? Это отсутствие света. У тьмы нет истока, а у света всегда есть источник. А чтобы совершить прорыв к свету, нужно пожертвовать собой. Вот это я и хочу сквозной линией провести через наш спектакль, выразить через вокал, через пластику. Мне интересно ещё и столкновение двух миров: Востока – через Эбн-Хакию, и Запада – в лице короля Рене. Это два мировоззрения, две культуры – каждая со своей истиной, со своим пониманием духовности, и ни один из этих миров не выше и не лучше другого. Но именно Эбн-Хакия в моём понимании, проводник, не только для Иоланты, но и для самого короля Рене, именно он заставляет понять: если человек не захочет переступить через самого себя, выйти за грань – ничего не получится.

— Как проходит работа над постановкой в сложившейся сейчас ситуации?

— Ситуация очень непростая. Сложность не только в режиме работы из дома, но и в том, что неизвестно, когда состоится премьера. Хорошо, что мы всё-таки успели несколько дней поработать с артистами до введения ограничительных мер. Сейчас мы постоянно на связи – солисты звонят мне едва ли не каждый день, но, конечно, живые репетиции ничем не заменишь. Все мы надеемся, что скоро это станет возможно.

Приходите на спектакль 19 июля, чтобы убедиться, что опера «Иоланта» на сцене НОВАТа — это шедевр, который можно смотреть и слушать не один раз.