Интервью

Как танцует Царевна? О пластическом решении нового спектакля НОВАТа рассказывает Сергей Захарин

01 Июня 2022

<p>Наших любимых юных зрителей в ближайшие выходные ожидает встреча с новой красочной музыкальной сказкой. Премьера оперы Виктора Плешака  <a href="/afisha/performances/detail/2694692/" target="_blanc" style="color: #8C1E46; ">«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»</a> 4 и 5 июня откроет просветительский проект «Пушкиниана»  –  цикл оперных постановок по произведениям А.С. Пушкина.</p>

<p>Автор идеи проекта, главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев в новой работе следует традициям Большой русской оперы и поэтому уделяет много внимания всем составляющим, присущим классической постановке, в том числе пластическому решению. В новом спектакле у каждого персонажа будет свой выразительный пластический рисунок, над которым артисты оперы работают под руководством ассистента режиссера по пластике Сергея Захарина. </p>

<p>Вячеслав Стародубцев: «С Сергеем мы сделали много спектаклей и не только в нашем театре. Он – незаменимый человек в нашей команде единомышленников и как никто другой понимает значимость для оперного артиста такого выразительного средства, как язык тела. Сергей хорошо чувствует, какое решение вписывается в музыку, в концепцию, в условия площадки, умеет создать продуманный пластический образ и точный, изящный, уместный в пространстве сцены рисунок».</p>

<p>Накануне премьеры  <a href="/theatre/company/priglashennye_postanovshchiki/zakharin/" target="_blanc" style="color: #8C1E46; ">Сергей Захарин</a> рассказал о своей работе в «Сказке о мертвой  царевне и о семи богатырях».</p>

<p><strong>Сколько спектаклей НОВАТа вы подготовили как режиссер по пластике?</strong></p>

<p>Честно скажу, не могу с ходу назвать точную цифру, кажется, не меньше  пятнадцати. Все поставлены на Малой сцене, и опыт работы в НОВАТе для меня очень полезен – я не только сам учу артистов оперы, но и многому учусь у них. </p>

<p><strong>Каковы достоинства и в чем сложность работы на этой площадке?</strong></p>

<p>В Малом зале прекрасная акустика, но в связи с камерностью этой сцены, здесь артист находится очень близко к зрителю и любой поворот головы, жест виден досконально, конечно, не как на крупном плане в кино, но очень явно. Поэтому пластической выразительности на этой площадке можно достичь минимальными средствами. Но иногда мы прибегаем к более ярким танцевальным моментам, например, в нашем новом спектакле много элементов русского народного танца – это диктуется и музыкой, и пушкинским текстом.</p>

<p><strong>В чем особенность новой постановки?</strong></p>

<p>Очень интересна концепция, предложенная режиссером: ожившие картины. В картинных рамах на сцене сначала как будто застыло прошлое, а потом персонажи выходят к зрителям – в настоящее. В статичное изображение музыка вдыхает жизнь и герои картин начинают двигаться – каждый по-своему в своем образе. Этим подчеркивается сочетание на сцене двух миров – реального и сказочного, мистического.</p>

<p>Здесь потрясающая музыка. Она очень атмосферная и этим меня вдохновляла. Вячеслав Стародубцев ставил передо мной задачу, чтобы у каждого персонажа была яркая пластическая характеристика. Добро, зло – эти понятия должны быть выражены не только в музыке, в костюме, в цветовой символике спектакля, но и в языке тела. Мачеха – сильная женщина, которая не остановится ни перед чем, поэтому жесты, движения ее властные, мощные, резкие. А противоположность ей – Царевна, которая «белолица, черноброва, нраву кроткого такого»... У нас она легкая, воздушная, с величавой плавностью движений. У богатырей – своя пластическая тема. Это суровые воины, охотники, которые умеют и от души повеселиться – и русская плясовая для этой грозной семерки очень подходит. </p>

<p>Есть у нас и красивый лирический танец. Он тоже навеян музыкой. Это танец королевича Елисея и Царевны, первая встреча влюбленных, практически встреча Ромео и Джульетты. Мне представилась пронизанная солнцем березовая роща, легкий шум ветра в ветвях, светлый русский пейзаж и танец – плавный, текучий, восходящий к хороводам, к нашим корням, к русскому фольклору. </p>

<p>Премьера. В. Плешак <a href="/afisha/performances/detail/2694692/" target="_blanc" style="color: #8C1E46; ">«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»</a> – 4 июня в 12:00, 5 июня в 15:00, 30 июля в 13:00 на Малой сцене НОВАТа.</p>

<p>Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».</p>

<p>Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.</p>

<p>До встречи на премьере! НОВАТ</p>