Интервью

Карен Дургарян: «Я счастлив, что занимаюсь делом, которое люблю»

14 Марта 2019

Сегодня, 14 марта НОВАТ поздравляет с 50-летием дирижёра Карена Дургаряна. Заслуженный артист Республики Армения плодотворно сотрудничает с Новосибирским театром оперы и балета на протяжении нескольких лет, регулярно дирижирует спектаклями НОВАТа, выступил музыкальным руководителем знаковых балетных спектаклей театра «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига, и «Золушка» С Прокофьева. В интервью, данном накануне юбилея, Карен Дургарян признался, что для него работа в Новосибирском театре – большая честь, и рассказал о своём творческом пути.

– В музыкальном театре я около 15 лет, до этого работал в филармоническом оркестре, дирижировал, в основном симфонической музыкой. И вот уже 15 лет я работаю в сфере оперного и балетного искусства, где есть возможность постоянно учиться, но и учить тоже.

Расскажите чуть подробнее о сотрудничестве с Новосибирским театром оперы и балета – как оно началось, каковы ваши первые впечатления от работы в театре?

– Около четырёх лет я работаю в Новосибирском театре оперы и балета как приглашённый дирижёр и для меня это большая честь. Это один из великих русских театров, и не только потому, что здесь замечательные постановки, но и потому, что здесь работали и работают суперпрофессионалы. Для меня честь – стоять за дирижёрским пультом, за которым когда-то стоял великий маэстро Исидор Зак. Исидор Аркадьевич – это история не только Новосибирского театра, но и история русской дирижёрской школы вообще. Мой первый спектакль в Новосибирском театре оказался для меня большим подарком. Я очень люблю балет Арама Ильича Хачатуряна «Спартак», и был очень рад, что по приглашению Владимира Абрамовича Кехмана, первым спектаклем, которым я продирижировал в этом театре, стал именно «Спартак».

Конечно, в первый момент театр поразил меня своими масштабами – огромная сцена, грандиозный зрительный зал, но самое сильное впечатление на меня произвели замечательные люди, которые здесь работают. Это не только высокие профессионалы, это добрейшие люди, которые вкладывают душу в своё дело и всегда готовы помочь. Но должен признаться, у меня давняя связь с Новосибирским театром. В конце 80-х годов в Новосибирском театре главным режиссёром был Ваагн Вачеевич Багратуни – один из лучших сыновей Армении. Вместе с ним и легендарным дирижёром Исидором Заком в 1988 году над постановкой спектакля «Мадам Баттерфляй» работал его ученик, закончивший факультет музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории, Армен Меликсетян. Мы с ним родственники, и когда я впервые пришёл в Новосибирский театр, мне сказали, что моё лицо кажется знакомым, я напомнил, что здесь работал мой дядя, и оказалось, что его помнят в театре.

Что повлияло на ваш выбор профессии, в вашей семье были музыканты?

– Детство и юность мои прошли в Армении, в Ереване. В моей семье профессиональных музыкантов не было, но дома мы всегда слушали классическую музыку. Не потому, что это было модно, или престижно – просто родители хотели, чтобы дети были всесторонне развиты, общались с классическим искусством. Музыкой я начал заниматься довольно поздно, поскольку сначала активно занимался спортом. Я начал учиться игре на флейте, а гораздо позже, уже на первом курсе консерватории меня заметил ректор, народный артист СССР, один из великих композиторов Армении Эдгар Оганесян. Он вызвал меня к себе, и я начал лихорадочно вспоминать, какой предмет я не сдал. И он, обращаясь ко мне на «вы», сказал: «Молодой человек, я считаю, что вы должны быть дирижёром. Подумайте, и если согласны, напишите заявление, что хотите продолжить обучение на двух кафедрах одновременно». А у меня в мыслях тогда и намёка на это не было! Так всё и сложилось.

Как получилось, что сегодня вы дирижируете в основном в России?

– В 1996 году благодаря моим друзьям, и опять же, моему дяде, я впервые приехал в Санкт-Петербург, как вы знаете, для моей Родины – Армении, тогда были очень непростые времена. В Петербурге мне очень помогли друзья – здесь я должен с благодарностью вспомнить Людмилу Григорьевну Ковнацкую, известного музыковеда. Здесь я стал посещать уроки Ильи Александровича Мусина, ближе знакомиться с русской классической музыкой. Петербургская консерватория – место с особой аурой, возможно, это игра моего воображения, но там витает дух Римского-Корсакова, Чайковского – величайших русских композиторов. Мне посчастливилось присутствовать на репетициях Юрия Темирканова, смотреть спектакли и репетиции Мариинского театра – учиться в самом широком смысле этого слова, много дирижировать русской классической музыкой, и она мне стала очень близка. Учиться в Санкт-Петербурге – это большая честь, и это открыло мне дорогу в Россию. Сейчас большая часть моей работы именно здесь – в Новосибирске, Петербурге, Казани, но сейчас я часто выступаю за пределами России – Мюнхен, Милан, однако девяносто процентов музыкального материала, с которым я работаю – это русская музыка.

Но связи с Арменией вы не теряете?

– Это кровная связь – её потерять невозможно. В Армении живёт моя семья, мои друзья, да и я сам… Для меня очень важно, что мои друзья в Армении, и мои друзья здесь, в Новосибирске, не знакомы, но хорошо знают друг друга по моим рассказам.

У нас в театре вы преимущественно дирижируете балетным репертуаром, балет – это что-то особенное для вас, или просто так сложились обстоятельства?

– С одной стороны, так сложилось, с другой – все мы знаем, что Русский балет – это высочайшая планка, и работа с русской балетной труппой – это большая удача и большая школа. Первые мои дирижёрские шаги в классическом балете были именно здесь – в Новосибирском театре, до этого я дирижировал балетами «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Гаянэ» – советской классикой. Здесь я ходил на все уроки, на все балетные репетиции, старался понять балетное искусство, постичь законы и тонкости балетного дирижирования, и я очень счастлив, что у меня что-то получилось.

Мне кажется, здесь, в Новосибирске очень понимающая и любящая театр публика. Меня это очень радует и воодушевляет.

Вообще, единственное, чего мне не хватает в жизни – общение с моей семьёй, с детьми – к сожалению, мы видимся реже, чем хотелось бы. Но я могу честно признаться, что я счастлив – я занимаюсь делом, которое очень люблю.