Интервью

Ксения Дудникова: «Партия Любаши для меня – как молитва»

01 Декабря 2022

Звезда мировой оперы Ксения Дудникова исполнит партию Любаши в премьерном показе оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова 4 декабря.

Ксения Дудникова сегодня – одна из самых востребованных российских певиц меццо-сопрано на европейских сценах. Она выступает в ведущих театрах мира, среди которых Королевская опера Ковент-Гарден, Парижская национальная опера, дрезденская Земпер-опера, Опера Штутгарта, Большой театр Женевы, Цюрихская опера, театр Ла Монне (Брюссель), театр Маэстранца в Севилье и другие. Ксения Дудникова принимала участие в фестивале Арена ди Верона, где исполнила партию Кармен, Зальцбургском фестивале, фестивале духовной музыки в Риге.

К оперной труппе НОВАТа известная артистка присоединилась в 2021 году, на сцене театра исполнила партии Амнерис в «Аиде» и Ульрики в «Бале-маскараде» Дж. Верди, партию Кончаковны в опере А. Бородина «Князь Игорь».

Накануне спектакля «Царская невеста» мы поговорили с артисткой о роли Любаши – одной из самых значимых партий мирового репертуара, написанных для меццо-сопрано. В этой партии певица выйдет на сцену НОВАТа уже 4 декабря.

– Любаша в «Царской невесте» – одна из самых ярких партий, написанных для вашего голоса. Расскажите об истории ваших взаимоотношений с этой оперой и этой ролью.

– Признаюсь, что я всегда была влюблена в оперу «Царская невеста» и считаю, что это самая лучшая, самая красивая, самая страстная русская опера. Мое знакомство с партией Любаши состоялось довольно рано – лет в 16. Я училась в Краснодарском колледже и участвовала в вокальных конкурсах. Одним из номеров, которые я готовила, была ария «Вот до чего я дожила, Григорий» – с ней я и выиграла конкурс. Пока училась, мечтала исполнить эту роль в спектакле, не раз исполняла эту и другие арии, дуэт с Грязным, но отдельными номерами, вплоть до госэкзамена в Московской консерватории. На экзамене мы с моими однокурсниками должны были исполнить оперу целиком на сцене большого зала Московской консерватории, и это была «Царская невеста», поэтому Любаша – это моя первая большая партия, и, конечно, с годами я наращиваю чувства, эмоции, чтобы обогатить ее. После консерватории я пела Любашу только в одной постановке – посчастливилось исполнить эту партию в спектакле Большого театра. Это было невероятное счастье, потому что я видела спектакль еще до реновации, с Ириной Долженко и Еленой Манистиной в роли Любаши и была просто влюблена в эту постановку, во все, что в ней происходит – так здорово и сильно это поставлено. Это была мечта, которая шесть лет назад исполнилась – я спела в «Царской невесте» на сцене Большого театра России! И сейчас я довольно часто пою Любашу.

– Любаша – поистине шекспировский персонаж и по «кипению страстей» в ее душе, и по трагизму душевного конфликта. Насколько ваша героиня близка вам?

– Это очень сложный персонаж. Любаша – истинно русская женщина, все ее чувства, переживания – они настоящие, он все есть в нашей жизни. Невозможно представить эту героиню какой-то иностранкой: такой пыл, такая душевная широта присуща только русскому характеру. Поэтому русскую оперу очень трудно петь иностранцам – их менталитет не позволяет понять что такое «жить на разрыв аорты», любить и ненавидеть «до смерти». И этот настоящий сильный русский характер Любаши мне очень близок. Я всегда ассоциировала себя с этой героиней – по темпераменту, по силе чувств, только что не приходилось никого травить (смеется). В характере это у меня есть, я чувствую и понимаю Любашу, плюс мой жизненный опыт со всеми личными передрягами – все это очень органично вливается в мое исполнение этой партии, поэтому мне довольно легко в этой роли и легко удается донести до зрителя все, что нужно.

– В чем для вас заключается главная ценность этой роли и в чем ее главная сложность для вас?

– Для меня ценность этой роли заключается в том, что это про меня, про мою жизнь. Я – страстный человек, и, как я уже говорила, вкладываю в роль весь свой душевный опыт, поэтому я понимаю, что в подобных обстоятельствах я могла бы действовать так же, как Любаша. Эта роль сначала полностью тебя опустошает, а потом – наполняет. Она очень сильна – ты полностью выкладываешься, выливаешь в этой роли свою боль, горечь, все свои чувства и переживания, и, казалось бы, остаешься абсолютно опустошенным после спектакля, но проходит день – и ты чувствуешь особенную душевную чистоту. Для меня партия Любаши – как молитва, ведь когда мы молимся – мы и каемся в каких-то своих грехах, и благодарим Господа, в общем, очищаем душу. Я заметила, что уже много лет после «Царской невесты» всегда наступает момент какого-то просветления, тихой радости. Сложность этой партии проистекает отсюда же. Главное – не поддаться этому эмоциональному «захлесту», потому что когда это происходит – все идет кувырком, пока не успокоишься. Важно на сцене сохранять «холодную голову», профессионализм. Конечно, когда мы поем, мы не можем полностью все контролировать, это все-таки процесс очень энергозатратный, и любая неточность, даже самая маленькая ошибка сказываются на нас. И в этой роли очень важно сохранить равновесие: донести и показать персонажа во всей эмоциональной полноте и при этом самой «не слететь с катушек».

Премьера. «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова – 4 декабря в 17:00. Любаша – Ксения Дудникова, Марфа – Диана Белозор, Григорий Грязной – Павел Анциферов, Малюта Скуратов – Алексей Лаушкин, Иван Лыков – Владимир Кучин, Василий Собакин – Шагдар Зондуев, Елисей Бомелий – Михаил Агафонов, Домна Сабурова – Ирина Новикова, Дуняша – Елизавета Целикова. Дирижёр – Евгений Волынский.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – в театральной кассе, на официальном сайте novat.ru и в мобильном приложении.

До встречи в Оперном! НОВАТ