Интервью

Леонид Сарафанов о балете «Баядерка» в хореографии Начо Дуато

01 Октября 2020

Премьер Михайловского театра, звезда российской балетной сцены Леонид Сарафанов готовит с артистами НОВАТа премьеру балета «Баядерка», которая состоится на Большой сцене НОВАТа совсем скоро – 2 октября. В интервью танцовщик, выступающий в этот раз как ассистент хореографа-постановщика, рассказал об особенностях новой постановки и о том, как артисты НОВАТа осваивают хореографию выдающегося мастера XXI века Начо Дуато.

– Вы начали репетировать «Баядерку» с артистами НОВАТа ещё в августе, как проходит репетиционный процесс, как танцовщики осваивают новый материал?

– Да, я был здесь в самом начале репетиций – показывал порядок танца, затем с артистами занимались уже другие ассистенты, а сейчас приехал помочь уже непосредственно перед выпуском спектакля на сцену. Я чувствую себя здесь прекрасно – в театре созданы очень комфортные условия. Здесь работают замечательные, очень отзывчивые люди, прекрасные артисты – профессионалы своего дела. Сейчас я уверенно могу сказать, что они готовы к предстоящей премьере.

– «Баядерке» более ста лет, чем этот балет может быть интересен современному зрителю?

– В первую очередь тем, что это балетная классика, как иногда говорят «голубая классика». Возможно, пришло время немного стряхнуть пыль с этого балета, придать ему более современное звучание, приблизить к современности, чтобы спектакль был интересен не только балетным эстетам, но и более широкому кругу зрителей. Начо Дуато действительно, это удалось – он добавил динамики действию, немного сократив хронометраж и мимические сцены, добавил танца персонажам, которые прежде не танцевали.

– В чём, по вашему мнению, заключается главное достоинство новой постановки?

– Я считаю, что главное достоинство любого балета – это исполнители, и «Баядерка» не является исключением из этого правила. В новой постановке, конечно, хореография, костюмы, свет и декорации – всё продумано, интересно, эффектно, но всё-таки главное – это танцовщики, их техническое и актёрское мастерство. От них зависит зрительский успех балета.
Начо Дуато всегда почтительно относится к наследию своих предшественников, и, действительно, трудно создать нечто более совершенное, чем «Тени» Петипа. Очень многое хореограф сохранил в своём балете из прежних постановок. Мне кажется, изначально он стремился создать классический балет сегодняшнего дня, а не просто осовременить «Баядерку» – балерины танцуют «на пальцах», в пачках; классические позиции, арабески, аттитюды – всё это сохранено в хореографии.
Главная задача, которую ставит Начо Дуато перед исполнителями – быть предельно музыкальными, у него свой «музыкальный слух». То, как он сам слышит музыку, как требует от артистов слышать её, другими словами, то, как в его постановках движения помножены на музыку, усиливает эффект, производимый спектаклем.

– Ваши пожелания зрителям, которые будут смотреть «Баядерку»?

– В сложившейся ситуации, как мне кажется, самое уместное пожелание – бережно относиться к своему здоровью, соблюдать меры безопасности в театре. И, конечно, хочу попросить поддержать артистов, которые не просто соскучились по сцене и зрителям, а изголодались по работе. Пожалуйста, не жалейте аплодисментов и встречайте артистов как можно теплее – они очень ждали этого момента.