Интервью

Георгий Ковтун: Мой «Спартак» — это живое кино

19 Января 2016

Хореограф-постановщик балетной премьеры 2016 года ответил на вопросы Яны Курилович

НОВАТ: Вы уже ставили «Спартака» в Петербурге и Казани. Повторение пройденного?

ГЕОРГИЙ КОВТУН: В Новосибирске будет новый спектакль, я не умею делать копии. Это скучно, грустно, неинтересно.

Н.: То есть наша премьера не перенос?

Г. К.: Ни в коем случае. Каждая труппа имеет свою окраску, которая и определяет цвет всего спектакля. Спросите Матвиенко (Денис Матвиенко, исполнитель роли Спартака. — НОВАТ), он мне говорит: «Что вы сделали? Это же совсем другой «Спартак»»! Ему все приходится заново учить. К тому же с момента михайловской постановки прошло время, некоторые сцены мне уже не так нравятся, мы их меняем.

Н.: Это балет, у которого имеется голос?

Г. К.: От начала и до конца. При этом хор не стоит, а танцует, движется. 

Н.: Спартак как исторический персонаж вам интересен?

Г. К.: Очень. О нем по-разному рассказывают. В книге Джованьоли он безупречный воин, а Плутарх пишет, что перед началом боя он поставил перед строем 300 патрициев и велел перерезать им горло — для устрашения. Да, он был талантливым полководцем, но он был еще и жестоким человеком. И мне пришла в голову мысль — почему бы не сделать «Спартак» вот таким — яростным, брутальным? 

Н.: У вас будет сильный конкурент — «Спартак» Григоровича. В Новосибирске его любят.

Г. К.: Всегда трудно обращаться к известным и любимым произведениям. Я был ещё очень молодым, когда впервые увидел балет Григоровича. Ходил под впечатлением, может быть, несколько лет, настолько был ошеломлен. Фантастически интересно, необычно и музыка гениальная... Конечно же, смотрел и «Спартак» Якобсона. Пытался сравнивать, но это два совершенно разных произведения, два классических полотна, висящие в одном зале. Взявшись за этот балет, я вступил в спор с великими творениями...

Н.: Труппа, мне кажется, работает увлечённо., хотя легкой эту работу не назовёшь.

Г. К.: У меня сложная хореография — много движений, буквально на каждый такт. Но преодоление трудностей стимулирует развитие. Каждой труппе необходим рост. Пусть с классическим репертуаром она справляется великолепно, но всегда нужно что-то новое. 

Н.: Итак, ваш «Спартак» — это зрелище, действо, балет-блокбастер?

Г. К.: Живое кино. Я пытался сделать спектакль как широкоформатный художественный фильм. Мой принцип: все живое в театре должно двигаться. Это один из самых массовых балетов в стране. На сцене задействовано около 300 человек, в том числе огромный миманс и дети из хореографического училища. Мужчины активно заняты — настоящий мужской балет. Кордебалет не просто дополняет солистов, это мощное действующее лицо — армия Рима и восставшие гладиаторы. Много каскадерских трюков, натуральные бои, декорации меняются прямо на глазах у зрителей. Ваша сцена создана для таких спектаклей — есть, где развернуться.