Интервью

Начо Дуато: «Российские артисты не утратили веру в балет»

29 Сентября 2020

Балетный сезон НОВАТа откроет премьера «Баядерки» в хореографии Начо Дуато. «Баядерка» – третий балет, поставленный выдающимся испанским мастером на новосибирской сцене: в репертуаре НОВАТа представлены его «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Накануне премьеры, которая состоится в ближайшую пятницу 2 октября, мы побеседовали с постановщиком о новом спектакле, его видении искусства танца и работе с новосибирскими артистами.

– Вы не в первый раз в Новосибирске и работаете с балетной труппой НОВАТа, как Вам работается в нашем театре, с сибирскими артистами?

– «Баядерка» – третий спектакль, который я ставлю в НОВАТе, и мой третий приезд в Новосибирск. Как вы понимаете, это может означать только одно: мне доставляет удовольствие работа в этом театре, с вашими артистами. Первым балетом, который я здесь ставил, была «Спящая красавица», затем «Щелкунчик». В каждый мой новый приезд я отмечаю, что профессиональный уровень артистов растёт, они танцуют всё лучше и лучше, мне очень нравится быть здесь и работать с этими людьми.

– Вы говорили, что не будете обращаться к классическому репертуару и после постановки «Спящей красавицы» и после «Щелкунчика», но сейчас вы ставите «Баядерку» – вновь балет классического наследия. Что побудило к этой работе?

– Балетная классика изначально не была моим выбором, я всё-таки предпочитал современную хореографию. Но в Михайловском театре мы с Владимиром Кехманом формируем репертуар, и классические постановки – это исторически обусловленная необходимость, они должны быть в афише Михайловского. Но должен сказать, что работа с классическими балетами меня увлекает – мне интересно рассказывать историю, выстраивать балетное повествование, работать с кордебалетом, с пуантовой техникой, меня радует, как артисты танцуют в этих спектаклях, нравится работать с декорациями, костюмами – всего этого нет в современной хореографии, и я наслаждаюсь этой стороной работы…
Рассудок мне говорит, что я не хочу ставить классику, но на эмоциональном уровне я чувствую, что мне очень нравится это делать. Как хореограф я думаю, что должен ставить современные постановки, но я счастлив каждый раз, когда ставлю классический балет.
Мне кажется, когда хореограф говорит, что его не интересует классика, что его интересует только контемпорари, это означает только, что он не решается взяться за классическую постановку.

– В чём для Вас заключено очарование «Баядерки» – классического балета, с полуторавековой историей, который представлен на многих мировых сценах?

– «Баядерка» – прежде всего история о любви, и все балеты, как современные, так и классические – всегда история любви, ненависти, смерти, драматических столкновений – об этом и «Жизель», и «Спящая красавица». Для меня главное в постановке – это история и, конечно, музыка, которую можно наполнить красивой хореографией. Музыка Минкуса прекрасно подходит для балета, хотя для меня, как для хореографа-постановщика, она не так хороша, как балетная музыка Чайковского, или Прокофьева, но танец Джампе, па-де-де Солора и Никии, адажио – прекрасны, и ставить танец на эту музыку – истинное удовольствие. Я не смогу поставить балет, если музыка мне не интересна.
Очень привлекает в «Баядерке» её колорит – дух и экзотика Индии, где разворачивается действие. Жесты, положения рук, движения головы, позы традиционного индийского танца очень чувственные, выразительные.
Комбинация классической академической техники с такими экзотическими деталями всегда обогащает постановку. Как мы все знаем, ни Минкус, ни Петипа никогда не были в Индии, и классическая «Баядерка» – это, скорее, фантазия европейцев на тему Индии. Даже сама музыка Минкуса – европейская. Я был в Индии, на Шри-Ланке, и очень хотел привнести дух этой культуры в свою постановку, стремился, чтобы моя «Баядерка» была по-настоящему индийской, впитала национальный колорит, и поэтому стала бы близка и понятна современному зрителю. Танец, костюмы, грим, украшения – всё это мы создавали в спектакле, ориентируясь на традиционное индийское искусство, национальную одежду, ювелирную моду, даже отчасти на эстетику Болливуда.

– Что Вы считаете самым ценным в балете «Баядерка» из наследия ваших великих предшественников – Петипа, Чебукиани?

– Безусловно, сама идея создать такой балет. Я даже не могу сказать, что это целиком моя постановка – я лишь добавил немного от себя к уже существующей идее. Влияние Петипа неоспоримо. Поэтому я почти не притронулся к третьему акту – настолько он совершенен, здесь невозможно ничего добавить к идеальному хореографическому тексту. Я только чуть изменил концовку и цвет пачек у Теней – они не белые, а жемчужно-серые, потому что, на мой взгляд, это больше соответствует общей атмосфере картины – встреча происходит где-то на небесах, в пространстве снов.

– Вы не впервые работаете с артистами НОВАТа, какие сильные стороны у наших танцовщиков?

– В российских артистах балета вообще есть нечто особенное, вытекающее из самой истории русского балета, из его традиций. Это русская балетная школа, великолепная выучка, но главное – российские артисты не утратили веру в балет, преданность этому искусству. Я работал в европейских балетных компаниях и нигде не видел подобной самоотдачи, трудолюбия и стремления совершенствоваться. В Европе мы, к сожалению, уже не верим в балет – он постепенно превращается в развлечение, и когда я работал, к примеру, в Берлине, это меня очень огорчало. В России совсем другое отношение к искусству балета. Здесь много театральных династий и любовь к танцу передаётся из поколения в поколение.

– Что Вы хотели бы донести со сцены в Вашем спектакле, и Ваши пожелания зрителям, которые придут смотреть «Баядерку»?

– Я хотел бы показать классический балет немного в другом свете, дать понять зрителям, что классика – это не что-то недосягаемое и далёкое, а нечто близкое и человечное. Прикосновения, жесты, должны быть прочувствованными, живыми, реальными. Ведь если вспомнить Майю Плисецкую, с которой я был знаком, поскольку она возглавляла испанский национальный балет в Мадриде до меня, и Галину Уланову, и Екатерину Максимову – их танец покорял не только техникой, но и живой, пульсирующей эмоцией. И я хочу вернуть это живое дыхание в классический балет, ведь танец – это больше, чем техника, красивые прыжки, пируэты, танец – это движение души, чувств, эмоций.