Интервью

Ольга Гришенкова: «Мы изголодались по работе»

02 Октября 2020

Сегодня НОВАТ открывает балетный сезон премьерой балета Людвига Минкуса «Баядерка» в постановке Начо Дуато. Главную партию баядерки Никии исполнит заслуженная артистка России, прима-балерина НОВАТа Ольга Гришенкова.

Накануне премьеры балерина рассказала о своей новой сценической работе и подготовке балетной труппы к открытию сезона.

– С какими чувствами Вы приступили к работе после долгого перерыва?

– Конечно, это была непростая ситуация – такого долгого перерыва никогда не было. Естественно, все мы изголодались по работе, соскучились по общению друг с другом. Мы приступили к репетициям с большим энтузиазмом, и так удачно сложилось, что начали с подготовки премьеры, освоения нового материала, новой хореографии. Поэтому все с большим рвением отнеслись к работе, даже не хотелось уходить из репетиционного зала.

– В период вынужденного перерыва о чём Вы больше всего скучали?

– Больше всего мне не хватало сцены. На мой взгляд, у нас самая замечательная сцена, самая удобная из всех, на которых мне приходилось танцевать. Если хоть раз на ней танцевал, то уже не останешься равнодушным, и непременно влюбишься в неё. И конечно, очень соскучилась по зрителям. Ощущение контакта с залом, зрительская поддержка, обмен эмоциями – это ни с чем не сравнимо.

– Обычный график работы балета очень напряжённый. Мы знаем, что все артисты старались поддерживать форму, но всё-таки возвращение к обычному режиму наверняка было непростым?

– Конечно же, человек ко всему привыкает. Поначалу, когда мы вынуждены были запереться дома, это казалось диким, было совершенно непонятно, что делать в этой ситуации. Но постепенно начинаешь видеть положительные стороны – больше общаешься с семьёй, уделяешь время ребёнку, появляется больше свободного времени. И, безусловно, после такого долгого перерыва потребовалось некоторое время для возвращения к обычному темпу работы, но всё-таки мы все довольно быстро втянулись, потому что это наша жизнь, к которой мы не просто привыкли – мы уже не можем по-другому.

– Ваше настроение накануне премьеры «Баядерки»?

– Я очень жду её. Ощущение, когда ты выходишь на сцену, наверное, сродни наркотику – ты становишься зависимым от него, хочешь снова и снова ощущать энергию, идущую из зрительного зала. Но вместе с этим, есть и волнение, а то, что это премьера – добавляет нервозности. Но всё-таки мы с нетерпением ждём выхода на сцену.

– В чём, по-вашему, секрет долгой сценической жизни балета «Баядерка»?

– Прежде всего это классика, к тому же сюжетные балеты всегда интересно смотреть, и каждый раз находить что-то новое, новые смыслы, новые грани спектакля.

– Ваш любимый момент в этом спектакле?

– Танец с корзинкой в втором акте – он позволяет очень многое сказать танцем, выразить множество эмоций. Я всегда получаю огромное удовольствие, когда танцую этот монолог Никии.

– Вы танцевали и Никию, и её соперницу – Гамзатти, какой персонаж вам интереснее и ближе?

– Безусловно, Никия. Партия насыщена эмоциями: это и её любовь к Солору, и её холодность и жёсткость по отношению к Брамину, и соперничество с Гамзатти, и её боль, когда она понимает, что её предали. Трудно представить более благодатный актёрский материал. Мне кажется, что и характером мы немного похожи: я человек достаточно мягкий, но могу постоять за себя.

– Чем Вам интересна хореография новой версии «Баядерки»?

–На мой взгляд, главная отличительная особенность хореографической версии Начо Дуато – динамика. Раньше многие мизансцены в «Баядерке» были более размеренными, было много пантомимы, в новой постановке они полностью основаны на танце, все сюжетные ходы рассказаны хореографическим языком, движением. Прежде совершенно нетанцевальные партии Раджи и Великого Брамина у Начо Дуато стали полностью танцевальными. Много говорится об особой музыкальности хореографии Начо, и я тоже хочу отметить, что у него на каждое танцевальное движение есть музыкальный акцент, на который ты прежде не обращал внимания. В «Баядерке» интересным и новым стало появление стилизованных положений рук, движений головы, жестов, свойственных индийскому традиционному танцу. Индийский колорит очень хорошо считывается в этом спектакле, особенно в первом акте, в который постановщик внёс довольно много изменений. В спектакле, к тому же, совершенно невероятные по красоте костюмы – стоит только надеть, и уже не хочешь выходить из этого образа. «Баядерка» – не первый балет Дуато, в котором я танцую, поэтому его пластика, его стиль – это уже что-то родное, близкое и понятное. Иногда я делаю на репетиции какое-то движение, и уже понимаю, какое он может сделать замечание. Поэтому я хорошо понимаю, чего от меня ожидает хореограф.

– Ваши пожелания зрителям, которые будут смотреть «Баядерку»?

– Обязательно беречь себя и своих близких. И конечно, я желаю нашим зрителям прийти в театр в хорошем настроении и насладиться этим спектаклем. В этой постановке очень красивые костюмы и декорации, интересная хореография, и, что немаловажно, Начо Дуато очень многое сохранил из классической версии Петипа, а третий акт – «Тени» оставил в неприкосновенности. Я уверена, что каждый из вас получит удовольствие от этого балета.