Интервью

Орели Лион о костюмах к балету «Собор Парижской Богоматери»

03 Декабря 2021

Зрителей, которые ещё не увидели осеннюю балетную премьеру НОВАТа – «Собор Парижской Богоматери» Ролана Пети – 3 и 4 декабря ждет продолжение цикла премьерных показов на нашей сцене. О костюмах к спектаклю, созданных по эскизам легендарного французского кутюрье Ива Сен-Лорана, рассказала Орели Лион – художник воссоздания костюмов.

Мы беседовали с Орели накануне премьеры, в день, когда она отмечала день рождения, поэтому поинтересовались, каково это для французской художницы – праздновать день рождения в Сибири?

Я впервые в Сибири, чувствую себя здесь прекрасно, очень комфортно. Самый лучший, самый ценный подарок ко дню рождения я надеюсь получить на сегодняшней репетиции «Собора Парижской Богоматери»: это отсутствие проблем с костюмами, и чтобы всё прошло хорошо.

Каковы ваши впечатления от города, от нашего театра, от наших артистов?

Город я практически не видела, поскольку было очень мало свободного времени для знакомства с ним. А если говорить о театре и людях, с которыми я здесь работаю, то должна отметить, что здесь прекрасные специалисты, замечательная команда. И чувствуется, что костюмы к спектаклю, которые отшивались здесь, созданы с большим мастерством настоящими профессионалами, которые вкладывают душу в свою работу. Об артистах балета, которых я успела увидеть на репетициях, тоже могу сказать, что они прекрасные мастера.

Вы сотрудничали не только с Роланом Пети, но и с другими постановщиками, скажите, пожалуйста, чем отличался его стиль работы?

Если говорить о создании костюмов к спектаклям, то Ролан Пети всегда старался работать с великими художниками и не только из театрального мира, такими, как Луиза Спинателли, Леонор Фини, Франка Скуарчапино, но и из мира моды – с Кристианом Диором, Рене Грюо, Джанни Версаче, Эрве Леже. Примером такого сотрудничества является и «Собор Парижской Богоматери», где, как мы все знаем, под эскизами костюмов стоит подпись Ива Сен-Лорана. И то, что я соприкоснулась в работе у Ролана Пети с творчеством пусть не всех, но многих из этих великих мастеров – это огромное счастье для меня. В своих балетах Пети уделял большое значение костюмам – он считал, что они должны быть эффектными и очень театральными – выразительными, работающими на образ.

Костюмы к балету «Собор Парижской Богоматери» созданы в модной стилистике 60-х годов, но до сих пор выглядят свежо и актуально, как вы думаете, благодаря чему это достигается?

Костюмы к «Собору» остаются современными не сами по себе, а как неотъемлемая часть художественного замысла: в совокупности с декорациями, светом, пластикой. Кроме того, Пети выстроил спектакль так, чтобы во всём прослеживалась нить, связующая три эпохи: время действия, то есть XV век, время написания романа Гюго – 1831 год, и время, когда создан балет – 60-е годы XX века. Каждая из этих исторических эпох нашла отражение в сценографии спектакля, а стиль Ива Сен-Лорана сделал сценическое решение ещё и авангардным.

Мне кажется, хореограф не хотел, чтобы в его балете господствовали мрачные краски, с которыми обычно ассоциируется средневековье – серый, коричневый, черный, поэтому и Ив Сен-Лоран, создавая костюмы, черпал вдохновение в ярких красках витражей Нотр-Дама (это касается костюмов кордебалета), а кроме того – в творчестве американского художника Пита Мондриана (Сен-Лорана в тот период очень интересовали работы Мондриана). В костюмах к спектаклю много деталей, указывающих на эту связь, возможно, именно благодаря этому костюмы выглядят современно и актуально до сих пор. Если же посмотреть на костюмы главных действующих лиц, то у каждого свой «говорящий» цвет, который выделяет его на фоне красочной толпы: приглушенные оттенки коричневого и зеленого в костюме Квазимодо, черный – у Клода Фролло, на контрасте с ним у Эсмеральды в первом акте костюм белый – это цвет чистоты, невинности, а во втором – фиолетовый, этот цвет символизировал траур. Выбор белого – довольно неожиданный для костюма Эсмеральды, ведь зрители ожидают выхода цыганки в красном платье, и белый в данном случае – это своего рода вызов традиционному представлению об этом персонаже. Что интересно, фиолетовый цвет в культуре ещё символизирует философию, и это позволяет нам по-другому взглянуть на героиню и то, как происходит развитие образа Эсмеральды в балете.

Ваши пожелания зрителям, которые придут на премьеру «Собора Парижской Богоматери» и увидят вашу работу на сцене нашего театра?

Конечно, это работа всей нашей команды, всего театра. Я очень надеюсь, что замысел балета, его логика, его экспрессия и сама история будут понятны и произведут сильное впечатление даже на тех, кто не знаком с сюжетом романа Гюго. Я желаю зрителям, чтобы их захватил водоворот эмоций и красота этого спектакля, чтобы они получили от него удовольствие.

Фото: Алексей Цилер, Виктор Дмитриев.

Орели Лион о костюмах к балету «Собор Парижской Богоматери» - НОВАТ - фото №1
Орели Лион о костюмах к балету «Собор Парижской Богоматери» - НОВАТ - фото №2
Орели Лион о костюмах к балету «Собор Парижской Богоматери» - НОВАТ - фото №3
Орели Лион о костюмах к балету «Собор Парижской Богоматери» - НОВАТ - фото №4
Орели Лион о костюмах к балету «Собор Парижской Богоматери» - НОВАТ - фото №5