Интервью

Режиссёр должен быть искренним

10 Июня 2017

Лауреат международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-Опера» Алексей Смирнов, получивший специальный диплом от Новосибирского театра оперы и балета, приглашён в театр на стажировку. В следующем 73-м сезоне выпускник ГИТИСа планирует представить в стенах НОВАТа свою новую работу. Алексей поделился с нами своими представлениями о работе режиссёра в оперном спектакле.

–Алексей, что вы прежде слышали о Новосибирской опере?

–Для меня Новосибирская опера ассоциируется с ранними постановками Дмитрия Чернякова, в особенности с его «Аидой», ставшей легендарным спектаклем, который стал знаковым для музыкальной режиссуры нового времени. А также с Теодором Курентзисом и Игорем Зеленским, которые долго и успешно работали в Новосибирске. Театр оперы и балета славится одной из лучших оперных трупп в стране, где выступают звезды первой величины. И конечно, все мы знаем о невероятных размерах сцены вашего театра.

–Чем вам интересна работа над постановкой оперы в нашем театре?

– Мы с Вячеславом Стародубцевым обсуждаем постановку в зале имени Исидора Зака. Это очень интересное пространство для режиссера, там необычная архитектура сцены, которую хочется использовать. Но самое интересное для меня, это работа с певцами театра. Я очень люблю репетировать и встреча с новыми артистами это огромное удовольствие.

- Чем вас привлекает режиссура музыкального театра?

– Больше всего меня привлекает работа со временем. В опере совершенно особое течение времени, оно задано композитором в партитуре. Дирижёр наполняет его своим видением, но режиссёр работает с ним как с данностью. И в этом течении музыки есть всё, режиссёр запрыгивает в эту реку и плывёт по течению. Всегда видно, когда режиссер гребёт в другую сторону, и, как правило, почти всегда проигрывает.

Разобраться в партитуре, отыскать все, что тебе нужно для постановки, постараться выразить конфликты заложенные композитором (которые не всегда совпадают с либретто) это, пожалуй, самое интересное в работе режиссера музыкального театра для меня.

– Каким, по вашему мнению, должен быть оперный спектакль, чтобы, собрать полный зал и получить при этом хорошие отзывы от музыкальных критиков?

– Честно говоря, я не знаю ответа на этот вопрос. Спектакли, которые удовлетворяют этим критериям, бывают очень разными. Собственно, как и хорошие, на мой взгляд, спектакли, которые собирают полный зал, но не имеют успеха у критиков или наоборот.

Режиссер должен быть очень искренним. Честным с самим собой. Он должен заразить своей идеей всех в театре и тогда, вероятно, любой зритель почувствует это. Но в жизни бывает по-разному. Не думаю, что тут есть универсальные рецепты.

– Если бы вы получили полный карт-бланш на постановку оперы, без финансовых и репертуарных ограничений, что бы вы поставили?

– Существует несколько спектаклей, которые я очень хотел бы поставить. В основном, это популярные названия. Однако в предложенном вами варианте есть соблазн поставить такую оперу, которую невозможно поставить в России при обычных условиях.

Мне очень нравится опера современного композитора-минималиста Джона Адамса «Никсон в Китае». Я с трудом представляю себе, кто сейчас в России может поставить оперу об официальном визите американского президента в Китай. Однако я очень люблю это сочинение, поскольку оно показывает одно из направлений, в котором движется современная опера. Это совершенно иной подход к собственной истории, и кроме всего прочего, это замечательный музыкальный материал.