Интервью

Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят

22 Апреля 2017

Сегодня, 22 апреля, Новосибирская опера поздравляет с пятидесятилетним юбилеем выдающегося оперного певца, заслуженного артиста России Владимира Огнева. Солист оперной труппы НОВАТа, в активе которого на сегодняшний момент ровно пятьдесят партий, считает себя счастливым человеком, утверждая, что бас раскрывается в полную силу только к пятидесяти годам.

«Он – настоящий артист! С Владимиром Огневым мы познакомились еще в Геликон опере, – сообщил главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев. – Уже тогда меня восхищало его понимание и театра, и оперы. Есть прекрасные певцы, прекрасные артисты, но не все могут как Владимир быть настоящими артистами-певцами, владеющими действенной и невероятно правдивой сценической интонацией».

Как студент Новосибирской государственной консерватории имени Глинки (класс Анатолия Жукова) он начал свою сценическую карьеру в Новосибирском театре оперы и балета. Позже Владимиру Огневу посчастливилось поработать на многих российских сценах, побывать на гастролях в 20 странах мира и даже сняться в кино. Он был солистом государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», а после участия в 1996 году в Уэксфордском оперном фестивале в Ирландии получил приглашение в московский музыкальный театр «Геликон-опера», где за семь лет исполнил пятнадцать партий.

«Сегодня, продолжая петь на самых престижных оперных площадках, Владимир продолжает служить грандиозному театру – новосибирской опере, – отметил Вячеслав Стародубцев. – Уверен, что этот театр выбирает людей. Я счастлив работать с таким интересным профессионалом и, что не менее важно, яркой неимоверно творческой личностью, имеющей не только свое глубокое понимание театра, но и активную жизненную позицию. Поздравляю своего друга с его юбилеем! Уверен впереди наc ждет интересная творческая и радостная жизнь».

Накануне своего юбилея Владимир Огнев дал небольшое интервью.

– Владимир, с каким чувством вы подошли к своему юбилею?

– С чувством полного и глубокого удовлетворения от прожитого (смеётся).

– Говорят, что существуют басы комические и басы трагические. Вы куда себя относите?

– Трагикомический. Сам по себе я – человек весёлый, но жизнь зачастую бывает трагической. Когда надо, я бываю трагиком, а когда надо – комиком. Кстати, есть такой анекдот среди вокалистов: «Кто такой тенор? – Дурак. А кто тогда бас? – Да такой же дурак, только на октаву ниже».

– Известно, что у вас очень богатая биография. Вы работали во многих театрах. Расскажите о своём репертуаре. Сколько у вас в активе партий?

– Я посчитал, что спето ровно пятьдесят оперных ролей. Вот такое совпадение. Я даже задумался, что же будет к семидесяти годам? Но может случиться так, что к тому юбилею и опер не останется (смеётся).

– С какого возраста ваша жизнь связана с музыкой?

– Активная творческая жизнь началась в тринадцать лет, когда я стал руководителем школьного музыкального ансамбля, а в четырнадцать я уже начал зарабатывать деньги – играл на танцах. Получается, что в 14 – 15 лет я уже начал зарабатывать сценическим трудом, и до сих пор не могу остановиться.

– С какой музыки вы начали?

– Это, конечно, была рок-музыка. До сих пор моими любимыми группами остаются Pink Floyd и Deep Purple. Сейчас многие даже не могут представить, что под такую музыку можно было танцевать – им подавай техно или ещё что-нибудь зубодробительное. Но должен сказать, что наша группа в те времена пользовалась довольно большим успехом.

– А как получилось, что вы попали в оперу?

– Этот случай тоже можно назвать трагикомическим. В четырнадцать лет я поступил на дирижерско-хоровое отделение в Новосибирское музыкальное училище (сейчас – колледж имени А. Ф. Мурова). В хоре меня поставили в группу первых теноров, так как благодаря увлечению рок-музыкой верх у меня был разработан. И всё бы ничего, но со второго курса у нас начались уроки вокала, и Анатолий Галактионович Жуков, который впоследствии стал моим профессором в консерватории, однажды сказал: «Давайте-ка, молодой человек, с вами распоёмся», и распел меня до нижнего «фа», а после этого сообщил, что у меня бас. Тут я спросил, что такое бас, и услышал в ответ тот самый анекдот про тенора и баса. Так я стал басом и мне это понравилось. Но на выходные я по-прежнему уезжал домой, в Тогучин, и играл на танцах в своей рок-группе. Серьёзно заниматься вокалом я решил уже после того, как отслужил в 1986 – 1988 годах в армии – в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа. После службы я поступил в консерваторию на вокальный факультет.

– После окончания консерватории вы сразу пришли в Новосибирский оперный театр?

– Меня пригласили в театр ещё на втором курсе. Официально я в театре работаю с 1992 года, но ещё в 1991 году мне доверили здесь исполнить ряд партий, в том числе и партию князя Галицкого в опере «Князь Игорь». Всех устроило моё исполнение, и в феврале 1992 года я уже был полноценным солистом новосибирского оперного театра. Затем был перерыв, во время которого я работал сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Москве в театре «Геликон-опера». В качестве приглашенного солиста мне посчастливилось выступать в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, и, конечно же, в Большом театре России.

Но всё-таки наш новосибирский театр для меня знаковый и любимый. Я всегда мечтал работать именно здесь. Конечно, в девяностые годы всем было сложно, и, получив на фестивале в Ирландии приглашение в труппу театра «Геликон–опера» от Дмитрия Бертмана, в 1997 году я стал солистом этого театра. Все это сыграло очень большую роль в моей жизни, поскольку «Геликон–опера» на сегодняшний день – это один из лучших режиссёрских театров. Колоссальная сценическая школа, где я постарался взять как можно больше от работы с Дмитрием Бертманом. Впоследствии он говорил: «Сейчас выпускаем Огнева, а что дальше делать он и сам знает». Настолько было уже глубоко наше взаимопонимание. Там же я познакомился с Теодором Курентзисом, это была его первая работа в опере «Фальстаф», где я исполнял главную партию.

Я могу сказать, что мне очень повезло и с дирижерами и с режиссёрами. Среди дирижеров, с которыми мне довелось работать, были и Юрий Темирканов, и Владимир Юровский, с которым я работал в очень редко исполняемой опере Мейербера «Северная звезда», и Энрике Маццола, непревзойденный дирижер россиниевского репертуара, и потрясающий оперный дирижер Александр Ведерников. Вообще именно оперных дирижеров немного, и сегодня я несказанно счастлив, что в нашем театре я работаю с лучшим на сегодняшний день оперным дирижером – Дмитрием Михайловичем Юровским.

Должен сказать, что накануне юбилея судьба делает мне удивительные подарки – Слава Стародубцев, один из моих любимых молодых режиссеров, назначен главным режиссёром нашего театра, а Дмитрий Юровский – это просто находка для новосибирской оперы. Возможно это потому, что опера – это крайне сложный жанр. Может быть, я сам выбрал оперу именно потому, что люблю сложности. Как говорит Слава Стародубцев, человек, тонко чувствующий оперную специфику – опера должна возвышать, и в этом я с ним абсолютно согласен.

– А с рок-музыкой вы уже покончили?

– Нет. Как говорят, бывших рок-музыкантов не бывает. Как-то тряхнул стариной – исполнил гимн байкерского фестиваля «Обская волна».

– Вы и сам, как мы знаем, байкер?

– Это хобби. Мне нравятся мотоциклы ещё с детства, с того момента, когда отец в первый раз посадил меня, совсем маленького, на бак своего «Урала». С тех пор я и заболел этой колёсной темой.

На сегодняшний день должен сказать, что я абсолютно счастливый человек. Голос мой начинает звучать так, как должен звучать. К пятидесяти годам я понял, что бас – голос возрастной. Он начинает раскрываться только сейчас. Прав был мой учитель Анатолий Галактионович Жуков, когда говорил: « Подожди, ты ещё, как говорят на Украине, пiдбасок, бас будет к пятидесяти годам». За это я очень благодарен и моему педагогу, у которого учился почти девять лет, и который даже в армии меня контролировал, и тем выдающимся дирижерам и режиссёрам, с которыми мне довелось работать. Хочу сказать, что я благодарен и нынешнему руководству театра за то, что они понимают, что такое опера. Благодаря таким людям ценителей оперного искусства становится всё больше и больше. И теперь я знаю точно, – в пятьдесят лет бас только начинается!

Ближайшее выступление Владимира Огнева в НОВАТе состоится 29 апреля на спектакле Вячеслава Стародубцева по опере Верди «Бал-маскарад». Начало в 19.00. Билеты в кассах и на сайте театра.

Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №1
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №2
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №3
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №4
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №5
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №6
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №7
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №8
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №9
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №10
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №11
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №12
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №13
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №14
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №15
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №16
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №17
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №18
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №19
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №20
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №21
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №22
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №23
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №24
Юбилей Владимира Огнева: пятьдесят на пятьдесят - НОВАТ - фото №25
Смотрите также
В шаге от премьеры. Бал-маскарад
Новости
16 Февраля 2017
Театральное убийство
Новости
24 Марта 2017