Интервью

Юрий Комов – встречи с опереттой

08 Октября 2022

Заслуженный артист России Юрий Комов – один из самых опытных профессионалов оперной труппы НОВАТа. В нашем театре он работает с 1985 года – остается только удивляться мастерству, великолепной вокальной форме артиста и тому, с каким молодым азартом, актерской выразительностью и глубиной он воплощает своих персонажей. В только что состоявшейся премьере оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова зрители оценили блестяще исполненную и сыгранную Юрием Комовым партию коварного лекаря Бомелия (увидеть эту работу артиста можно в следующем премьерном показе «Царской невесты», который состоится 16 октября), а 14 октября солисту предстоит выйти на сцену в роли Габриэля фон Айзенштайна в искрометной оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь».

Большое интервью мастера сцены мы представим вашему вниманию в ближайшем будущем, а накануне спектакля «Летучая мышь» публикуем фрагмент нашей беседы, посвященный работе Юрия Комова в опереттах.

– Я счастлив, что востребован и пою такие разные партии. Мне нравится работать с нашими молодыми солистами. Какие таланты! Какие голоса! К примеру, Алексей Зеленков – у него красивый, богатый тембр, а после «Тоски», мне кажется, у него начался новый виток в творчестве – эта партия его раскрыла, Ирина Новикова – прекрасный голос, техника, блестящее владение итальянским языком, да к тому же стать, актерская подача, голос, Гурий Гурьев – не просто талантливый, но и очень умный артист, музыкант. К сожалению, всех сейчас не перечислишь, но для меня счастье работать на одной сцене с такой молодежью, петь Штрауса, Моцарта, Чайковского…

– Скоро зрители вновь увидят вас в партии Айзенштайна в «Летучей мыши». Как вам работается в жанре оперетты?

– Вы знаете, с большой опереттой я впервые столкнулся еще в консерватории. В оперной студии мне посчастливилось спеть Рауля в спектакле «Фиалка Монмартра» Кальмана. А потом, уже гораздо позже, в моей творческой биографии случилась еще более неожиданная – да еще какая! – встреча с опереттой. В 1997 году в нашем театре была грандиозная премьера – «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в постановке немецкого режиссера Гюнтера Кённемана. После премьеры Гюнтер мне и сделал неожиданное предложение – спеть главную партию в классической венской оперетте «Нищий студент» Карла Миллёкера. Роль Симона, нищего студента, и все диалоги в спектакле, конечно же, исполнялись на немецком языке. Пришлось почти на год погрузиться в язык и культуру. И потом – на три месяца в Баден-Баден, в Фестшпильхаус – один из престижнейших европейских залов, куда приглашают лучших из лучших певцов и привозят лучшие европейские постановки. Всего было 13 спектаклей: семь должен был петь я, а шесть – американский певец, который живет в Германии. Была очень серьезная, дорогая постановка – я, к примеру, выезжал в золотой карете, запряженной белыми лошадьми. Два месяца мы готовились и стартовали в Рождество – 25 декабря. Первые два спектакля спел американец, а на третьем он вдруг теряет голос! Я сижу в зале, расслабленный, наслаждаюсь музыкой, и вдруг помощник режиссера меня вызывает на сцену: «Юра, срочно – грим, костюм!». Такое в моей жизни случилось в первый раз и, признаюсь, сначала меня охватил ужас. Конечно, я был готов, но внезапно заменить классного артиста в спектакле с блестящим международным составом, согласитесь, ответственность огромная. Но пока я переодевался, ситуация вдруг показалась мне довольно забавной, и я уже совсем не волновался. В итоге, как я вошел в спектакль, так все и пел – десять с половиной спектаклей вышло. Главная партия, одно и то же каждый день с одним выходным! Даже самая красивая музыка в таком случае может набить оскомину… Но я справился…

– На сцене нашего театра оперетта появилась недавно. Именно с «Летучей мыши» все началось, а сейчас вы поете не только Айзенштайна, но еще и Ферри в «Сильве» Кальмана. Расскажите о работе в этих постановках.

– Огромное удовольствие петь оперетту – это же великолепная музыка, позитивные эмоции, юмор. Да и постановки у нас сделаны с большим вкусом. Вообще, ведь оперетту в Европе поют лучшие певцы – настолько сложная здесь музыка, не каждый вокалист справится. Надо сказать, партия Айзенштайна появилась у меня неожиданно. У нас был прекрасный концерт «Ночь оперетты», в котором мы спели красивый дуэт из «Сильвы» Кальмана. После этого, когда началась подготовка премьеры «Летучей мыши», Дмитрий Михайлович Юровский мне предложил спеть Габриэля фон Айзенштайна, но тогда я отказался. Признаюсь, когда впервые зашел разговор об этом спектакле, я задумался – хватит ли у меня сейчас сил на такой большой музыкальный материал, к тому же тогда у нас в театре готовилась премьера оперы новосибирского композитора Ираиды Сальниковой «Последний царь», где у меня была главная партия – Николай II. Я отказался c большим сожалением, но Дмитрий Михайлович предложил все-таки подумать. Тогда я попросил его и Вячеслава Васильевича Стародубцева дать мне немного времени. И вот, спокойно, без премьерной суеты я ввелся в этот спектакль и теперь получаю огромное удовольствие от работы в нем, от своих замечательных партнеров по сцене, которые заряжают меня энергией – мы в этом спектакле друг друга подзадориваем. Это же такая солнечная музыка! Когда я, наконец, ввелся в «Летучую мышь», то понял, насколько правильно и удачно сложилась ситуация. А потом была «Сильва» и партия Ферри – я снова наслаждаюсь этой опереттой. Поэтому и своим молодым коллегам я всегда говорю: «Ребята, в Европе оперетту поют лучшие из лучших, поэтому ловите кайф от нее и наслаждайтесь этой музыкой!». И, конечно, я хочу пригласить зрителей на оперетту в Новосибирский театр оперы и балета, чтобы насладиться прекрасной музыкой и окунуться в эту неповторимую, праздничную атмосферу.

Оперетта «Летучая мышь» – 14 октября в 19:00 на Малой сцене НОВАТа. Айзенштайн – Юрий Комов, Розалинда – Ольга Колобова, Фальк – Максим Головачев, Альфред – Константин Захаров, Адель – Галина Петкевич, Франк – Андрей Триллер, Блинд – Евгений Козырев, Ида – Юлия Никифорова. Дирижер – Евгений Волынский.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в НОВАТе!