СМИ о нас

Благодарен каждому зрителю

28 Декабря 2016

Владимир Кехман, в прошлом крупный бизнесмен, в 2007 году возглавил Михайловский театр в Санкт-Петербурге и под его руководством театр расцвел, стал одним из ведущих творческих коллективов России. Была реализована успешная творческая стратегия, осуществлены оперные и балетные постановки, ставшие яркими событиями культурной жизни северной столицы. С приходом Владимира Кехмана в 2015 году на пост директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета тоже многое изменилось. Была проведена серьезная реконструкция зрительного зала и фойе, появились новые постановки, в Новосибирск стали приезжать звезды мировой величины – Михаил Мессерер, Олег Виноградов, Иван Васильев... У театра появилось новое название – НОВАТ и новые большие перспективы.
Владимир Кехман в своем эксклюзивном интервью рассказал читателям Status об итогах уходящего года, поделился планами на год будущий и объяснил, что значит театр для него лично.

– Владимир Абрамович, как вы оцениваете прошедший год?

– Год был очень насыщенный. Один из самых тяжелых, пожалуй, в моей жизни. Это связано с тем, что управлять двумя театрами сложно, плюс на это наложилось завершение истории моих взаимоотношений с банками, которая, надеюсь, скоро закончится. Но за год видны прекрасные результаты – как в Новосибирске, так и в Михайловском театре. Я благодарен Богу, что все так чудесно получается.

– Какие достижения, успехи, решенные задачи уходящего года стали главными для вас? Готовы ли уже показатели по посещаемости НОВАТа в 2016 году?

– Да, цифры уже известны. За 2016 год театр посетили почти 260 тысяч зрителей, а государственное задание перевыполнено почти на 25 процентов. У нас было 10 новых постановок, благодаря которым почти наполовину обновился репертуар. Но самый главный успех состоит в том, что вопреки оголтелой кампании, которая была развернута вокруг театра, мы смогли изменить мнение жителей города в лучшую сторону! Я благодарен каждому нашему гостю, каждому зрителю за то, что они нашли возможность прийти к нам. Они не только получили удовольствие от спектакля, но и поддержали НОВАТ в это не самое простое для театра время.

– Принято решение о создании культурно-образовательного кластера, куда войдут НОВАТ, консерватория, музыкальный и хореографический колледж. Какие решения у вас в приоритете перед началом работы над этим новым образованием?

– Сначала нужно, чтобы у этого образования появилась хоть какая-то форма. Пока, увы, этого не произошло. Надеюсь, что до открытия нашего концертного зала у нас получится такую форму найти. Мы отправили в Министерство культуры РФ устав. И хотя пока окончательного решения по поводу кластера нет, взаимное сотрудничество уже идет. Другой момент заключается в том, что необходимо полностью завершить реконструкцию консерватории и НОВАТа. Новосибирская консерватория особенно остро нуждается в большом масштабном ремонте, но и в НОВАТе в ближайшие годы нам предстоит завершить финальную реконструкцию театра, которая затронет все внутренние пространства, балетные залы, репетиционную сцену, а также гримерки для артистов. Уже с нового года мы приступаем к работе над детальным планом реконструкции, в котором найдут решения все существующие проблемы.

– Вы только что вернулись с гастролей из Астаны, расскажите, как приняла НОВАТ местная публика? Какие впечатления оставила «Астана Опера»?

– Театр там, конечно, грандиозный, а местная публика смогла меня поразить: у меня сложилось впечатление, что я реально был в мировой оперной столице, такой как Милан или Париж. Прием был колоссальный, нам очень горячо аплодировали после каждой серьезной арии. Было очень много молодежи. Но поражен я был тем, что после закрытия занавеса публика вместе с руководством страны устроила артистам настоящую овацию. В театре действительно созданы просто прекрасные условия для показов спектаклей. Мы договорились с министром культуры Казахстана, что теперь каждый год в День Первого Президента страны мы будем выступать в «Астана опера». Я благодарю Министерство культуры России за возможность показать «Турандот» в столице Казахстана.

– Какие гастроли ждут труппу НОВАТа в будущем году? Кого ждете из гостей у себя?

– Главные масштабные гастроли, которыми откроется следующий сезон, должны состояться в Большом театре России. Если будут улажены все формальности, НОВАТ выступит в Москве с 1 по 10 сентября. Гастроли начнутся оперным спектаклем «Пиковая дама. Игра», потом будут показаны балеты «Жизель» и «Дон Кихот», а закроются выступления балетом «Чиполлино». Кроме того, для нас очень важно поехать на гастроли в Страну восходящего солнца в 2018 году, который уже объявлен «Годом культурных обменов Японии и России».

Что касается гостей, то мы планируем сделать крупный проект «Фестиваль Вероники Джиоевой». К нам приедет мой друг, великий певец Дмитрий Корчак, который будет не только петь, но и дирижировать. В фестивале также будет участвовать выдающийся баритон Василий Ладюк, да и сама Вероника, надеюсь, сможет побыть в Новосибирске подольше. В рамках фестиваля будет гала-концерт, а также несколько спектаклей, в которых Вероника сможет спеть Татьяну из «Евгения Онегина» или Мадам Баттерфляй. Еще есть важная идея: хотим, чтобы в НОВАТ приехал Большой театр России. Но это уже будет в сезоне 2017/18.

– Вы используете нестандартные приемы для создания многих спектаклей: от элементов иммерсивного театра до живых тигров. Что это? Игра со зрителями, маркетинговый ход или же следование театральным трендам?

– Это фактически игра со зрителем. Мы хотим воспитать новую публику. Не ту, которая уже посещает театры – надо отдать должное городу, здесь многие ходят в театры, Новосибирск по праву может считаться театральной столицей, – а ту публику, которая в театр пока что не ходит. Социальная функция НОВАТа в том, чтобы воспитывать свою публику, заниматься просветительством. Так что новые формы существуют для того, чтобы привлечь нового зрителя. Конкуренты у театра сильные: кино, шоу, интернет. Наша главная задача состоит в том, чтобы объяснить молодому зрителю, что поход в театр важен и являет собой нужное стратегическое действие для него. Человеку стоит понимать, что посещение театра определяет его социальный статус и поэтому он обязан бывать в театре не реже двух-трех раз в год. Все новые формы используются нами как раз для того, чтобы этот другой, молодой зритель к нам пришел.

– Вы абсолютно включены в жизнь театра, внимательно смотрите предпремьерные и премьерные показы. Как понять, что постановка успешна? И считаете ли вы, что у вас есть внутреннее чутье на этот счет?

– Если зал полный, значит, все хорошо. Но кроме этого есть еще такая важная штука, как баланс того, что происходит на сцене и в зале. Я очень хорошо чувствую зрителя и его вовлеченность в процесс – по тому, как зритель себя ведет в зале, понимаю, как работают артисты. И когда зрители невнимательны – это значит, что либо на сцене происходит что-то не то, либо зритель не очень-то и воспитан. Поэтому, когда я хожу на премьерные показы, я всегда стараюсь своим присутствием и поведением передать зрителям пример правильной вовлеченности в спектакль. И, быть может, таким образом их дисциплинирую. Однако надменности и высокомерия у нас в театре нет. Мы стараемся объяснить, как раз новому зрителю, что отвлекаться, например, на телефон – нельзя, потому что это неуважение и к артистам, и к публике.

– Можно ли надеяться зрителям города на то, что они смогут увидеть вас не только на премьерах в театре? Или вы все же не светский человек?

– Для меня понятие светской жизни Новосибирска отсутствует. Я ее не ощущаю, а еще мне, пожалуй, и некогда ее ощущать. У меня действительно много работы, я постоянно в театре, поэтому моя светская жизнь – это мой коллектив в театре. Я не знаю людей более красивых, чем наш коллектив. Это, на мой взгляд, один из лучших театральных коллективов в стране.

– Поделитесь впечатлениями о Новосибирске и его жителях. Есть что-то особенное в характере сибиряков?

– Это уникальное место. И уникальность его в том, что этот город все-таки недолюбленный. И здесь жить можно только в том случае, если ты будешь способен его полюбить. Мне здесь очень комфортно, и я даже склонен считать, что Новосибирск может стать столицей России. Очень жаль, правда, что у города такого масштаба столь небольшой бюджет, и если он не будет увеличен в скором времени, то ситуация может стать весьма плачевной. Но надеюсь, что все будет хорошо.

– Есть ли у вас любимые места в городе?

– Пока любимое место у меня только одно – это театр. Он меня захватил и не отпускает до сих пор – в марте будет уже два года. Когда откроется концертный зал в театре – кстати, его можно будет использовать еще и для кинопоказов – придется находиться здесь еще дольше, а это значит, это место захватит меня еще сильнее. Есть у меня и любимые рестораны, например, Goodman или рестораны Дениса Иванова. Puppen Haus тоже уникальный ресторан. Гостиница «Марриотт» для меня уже как дом, но главным местом в городе все равно остается театр.

– Что бы хотелось пожелать читателям журнала Status в Новом году?

– Как можно больше походов в наш театр. И чтобы следующий год был проще, лучше и комфортнее для жизни в замечательном городе Новосибирске – для всех нас.

Беседовал Александр Яхомов