СМИ о нас

Борис Эйфман: «Творчество – непредсказуемый, мистический процесс»

27 Марта 2023

В апреле 2023 года в рамках самых масштабных сибирских гастролей знаменитый коллектив покажет на сибирской сцене четыре постановки хореографа-новатора Бориса Эйфмана, образующие тетралогию «Иное пространство слова».

В канун гастролей мы взяли интервью у мастера-Бориса Эйфмана

Борис Яковлевич, первые гастроли вашей труппы в Новосибирске состоялись в 1979 году, при активном участии творческого объединения «Терпсихора». Спектакли, показанные на разных площадках города, вызвали большой интерес у зрителей. Однако, следующие гастроли состоялись только спустя более двух десятилетий в рамках Рожественского фестиваля. Ваш театр развивался, стал одним из ведущих авторских театров балета. Сейчас мы в Новосибирске имеем счастье видеть ваши спектакли гораздо чаще. Эта традиция сохранится?

Действительно: за последние два года мы приезжаем в Новосибирск уже третий раз. В какой-то мере это можно назвать компенсацией за довольно длительные периоды, когда зрители вашего города были лишены возможности видеть нашу труппу. Сейчас театр привозит в столицу Сибири уникальную программу – балетную тетралогию «Иное пространство слова». В нее вошли знаменитые спектакли, поставленные по шедеврам русской литературы: «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «По ту сторону греха» (по роману Достоевского «Братья Карамазовы») и «Чайка. Балетная история». Эти балеты демонстрируют практически безграничный исследовательский и выразительный потенциал языка танца как средства «чтения» между строк, открытия нового, неизвестного в канонических текстах. Наши предыдущие гастроли в Новосибирске проходили с невероятным успехом и при полных залах. Надеюсь, мы еще не раз вернемся на гостеприимную сцену НОВАТа.

Мы читаем о грандиозных планах развития на Петроградской стороне Петербурга не имеющего аналогов комплекса – балетного квартала, куда входят Академия танца, театр Академии, общеобразовательная школа, музей. Скажите, на данном этапе своего развития, что представляет собой Театр балета Бориса Эйфмана?

На данный момент наша труппа – единственный в мире коллектив, представляющий и развивающий такое художественное явление, как русский психологический балетный театр. Синтезируя важнейшие сценические законы с достижениями отечественной хореографии, возвращая танец в эстетическое пространство театрального искусства, мы создаем востребованный во всех частях света репертуар. Наши спектакли исследуют внутренний мир человека, ту вечную тайну души, которая всегда волновала творцов. А самое главное – они дают зрителю особый энергетический импульс, эмоциональный заряд. И человек, однажды испытавший подобное потрясение, я бы даже сказал катарсис, обязательно придет к нам снова. Потому что такой духовный опыт он не получит ни в кино, ни в интернете, ни на стадионе. Кто-то восхищается нами, кто-то нет, но мы никого не оставляем равнодушным.

Расскажите, пожалуйста, о вашей балетной школе. Что, на ваш взгляд, самое важное в подготовке артистов балета.

В этом году, осенью, Академии танца исполняется 10 лет. Это наш первый серьезный юбилей. За прошедшие годы Академия доказала, что выбранное нами инновационное педагогическое направление – воспитание универсальных танцовщиков XXI века – обладает колоссальными профессиональными и творческими перспективами. Неслучайно наши студенты уже сейчас побеждают на всероссийских и международных конкурсах, а после окончания школы получают приглашения на работу от Большого и Мариинского театров, других ведущих коллективов страны. Сегодня хореографические училища по-прежнему опираются на классическую систему. В результате в труппы приходят артисты, которые оказываются не в состоянии качественно танцевать современный репертуар и решать сложные творческие задачи, поставленные балетмейстером. Мы стремимся преодолеть этот дисбаланс и готовить исполнителей, превосходно владеющих не только классикой, но и другими стилями и техниками. Вы спрашиваете, что является главным в воспитании танцовщика. В данном случае все важно, ничем нельзя пренебрегать. Но одной из ключевых задач я считаю привитие нашим учениками той любви к сцене, даже зависимости от нее, без которой немыслима жизнь настоящего артиста.

Артист Театра балета Бориса Эйфмана — каким он должен быть? Каковы ваши требования к танцовщикам?

Главное требование – способность на высоком уровне исполнять наш репертуар и адаптироваться к совершенно новому хореографическому материалу. Подобное дано далеко не каждому танцовщику. Даже прекрасная выучка не гарантирует, что артист сможет раскрыться у нас. Для этого необходимо обладать не просто безупречной техникой, но и специальным типом сценического мышления. А еще – незаурядным драматическим талантом, умением психологически погружаться в роль, создавать многомерные, сложные образы.

О каких постановках вы сейчас думаете, над чем работаете? Что мы увидим в ближайшей перспективе и в отдаленной?

В настоящее время труппа репетирует балет по роману Достоевского «Преступление и наказание». Планируем выпустить его в следующем сезоне. Я очень аккуратно говорю о своих замыслах, потому что порой до самого последнего момента хореограф не знает, каким получится его спектакль. Творчество – непредсказуемый, мистический процесс. Мне было интересно вновь (после балетов «Идиот», «Карамазовы» и «По ту сторону греха») обратиться к художественному и идейному миру великого писателя. Сегодня, когда порочность и отсутствие внутреннего морального стержня стали чуть ли не нормой, мысли Достоевского о непрерывной борьбе добра и зла в душе человеческой, о невозможности отступления от высшего нравственного закона без последующего раскаяния выглядят особенно актуальными.

Что бы вы хотели пожелать сибирским любителям искусства танца?

Никогда не утрачивайте искренней любви к танцу – прекраснейшему и важнейшему из искусств.

СultVitamin, портал о культуре
Ссылка на полный источник

Гастроли Санкт-Петербургского государственного театра балета Бориса Эйфмана на Большой сцене НОВАТа:
• 25 и 26 апреля в 19:00 – «Чайка. Балетная история» по пьесе А.П. Чехова «Чайка» на музыку С.В. Рахманинова, А. Ситковецкого. Премьера: 22 февраля 2022 года
• 27 апреля в 19:00 – «Анна Каренина» по роману Л.Н. Толстого на музыку П.И. Чайковского. Премьера: 31 марта 2005 года.
• 28 апреля в 19:00, 29 апреля в 18:00 – «Евгений Онегин» по роману в стихах А.С. Пушкина. На музыку П.И. Чайковского, А. Ситковецкого. Премьера: 3 марта 2009 года
• 30 апреля в 18:00 – «По ту сторону греха» по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку С.В. Рахманинова, Р. Вагнера, М.П. Мусоргского. Премьера: 29 апреля 2013 года

Гастрольный проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».