СМИ о нас

Николай Цискаридзе: «Самая большая награда – быть артистом, которого выбрала публика»

24 Февраля 2022

11 февраля народный артист России Николай Цискаридзе дал интервью журналисту ВГТРК Артуру Михайлову в большом зале НОВАТа. Перед вами полный текст этого интервью, которое мы публикуем с любезного разрешения Николая Максимовича и Артура Михайлова.

Новосибирским любителям балета в феврале выпала редкая возможность увидеть на сцене народного артиста России, выдающегося танцовщика современности Николая Цискаридзе. Артист, долгие годы во всём мире представлявший русский балет, в течение последних 9 лет почти не танцует на сцене, делая исключение только для одного спектакля – балета «Тщетная предосторожность» в хореографии Фредерика Аштона. В этом спектакле танцовщик исполняет характерно-гротескную партию вдовы Симон.

По приглашению руководства Новосибирского театра оперы и балета 11 и 12 февраля Николай Цискаридзе исполнил эту роль в премьерных показах балета «Тщетная предосторожность» на Большой сцене театра. Успех премьеры был грандиозным – публика не отпускала артистов со сцены почти четверть часа, а после восторженные зрительские отзывы заполонили интернет.

После премьеры с легендой мирового балета побеседовал журналист ВГТРК Артур Михайлов.

Как вам спектакль, Николай Максимович?

Мне всегда хорошо, а главное – чтобы зрителям было хорошо. Всё остальное – это моя профессия.

Как вам новосибирская публика? Вас ведь минут пятнадцать не отпускали.

Я здесь очень много выступал за свою сценическую жизнь. На мою долю выпала большая честь – быть главным танцовщиком страны в момент, когда люди мало интересовались культурой. Я начал гастрольную деятельность по России, когда из классического жанра практически никто не гастролировал. Поэтому во всех регионах страны ко мне сохранилось особенное отношение, несмотря на то, что уже 9 лет я не танцую, не являюсь артистом. Но вы не представляете, что здесь было, когда я приезжал сюда с Большим театром, будучи премьером и главным танцовщиком главного театра страны: тогда, конечно, не было никаких ограничений, и количество цветов, каких-то баночек с вареньем, которые приносили после выступления – от супруги губернатора до самых простых людей – было просто невероятным. И для меня это огромное счастье и главный смысл той профессии, которой я уже 9 лет не занимаюсь. Я сейчас занимаюсь совсем другим – руковожу огромным учебным заведением, на мне множество общественных обязанностей. Этот спектакль для меня – выходной, который я иногда сам себе устраиваю, таким образом, напоминая себе, что есть самая честная профессия, в которой ничего не продается, и рекламу здесь никак не сделаешь. Невозможно заставить публику себя любить, если ты артист балета. Мне выпала такая честь – любовь публики, и я очень этим дорожу. Для меня самая большая награда, помимо всех регалий, которые были в моей жизни – а я собрал всё, что возможно – когда называют твою фамилию, и сразу возникает жанр, твой театр, и не требуется пояснять – это солист Большого театра, народный артист. Фамилия говорит сама за себя и это большая награда для любого артиста, потому что всё это достигается на сцене и профессия артиста балета очень сложная. С одной стороны, то, чем я занимаюсь сейчас, гораздо легче, но с другой стороны – оставляет гораздо более глубокий след. К примеру, сегодня я выходил на сцену с артистами, многие из которых – мои выпускники. К примеру, сегодня один из главных персонажей – мой выпускник 2015 года.

И кто это?

Никита Ксенофонтов, он исполнял партию Алена. И это очень приятно – мог ли я представить в 2015 году, что буду вести с ним спектакль? Это большая радость, удача и это позволяет мне чувствовать себя молодым.

А как вам работается в одном спектакле с Анжелиной Воронцовой?

Лина – абсолютно мой балетный ребенок и один из самых дорогих для меня людей не только в профессии, но и в жизни. Это человек, с которым я очень многое прошел в творчестве и в театральном мире, где, к большому сожалению, много сложностей, интриг. Она меня ни разу не подвела, и я ее не подвёл, а это, к сожалению, большая редкость и в театре, и в жизни. Мы не часто работаем вместе на сцене, но эта привязанность педагога и ученицы существует всегда. Лина всегда приглашает меня на свои спектакли, присылает ссылки на видео своих сценических работ, и, естественно, я переживаю, когда смотрю, как она танцует, потому что хочу, чтобы она была самой лучшей. Это большое счастье, когда в руки педагога попадает такой бесподобно красивый и талантливый материал. Поверьте, это большая редкость сегодня. Мы набираем в Академию множество детей, но я с огромным сожалением вынужден констатировать, что такого материала среди них просто нет, нет того выбора, который был, скажем, 10 лет назад. Что-то происходит в этом мире… Можно хоть тысячу раз сказать «божественная», «уникальная», «самая лучшая», а человек выходит на сцену – и ничего. А Лина – вы же сами слышали, как публика ее принимает. Потому что это и есть НАСТОЯЩЕЕ… В этой профессии нужно всё доказать самому.

Возвращаясь к сегодняшнему спектаклю, чего в этой постановке всё-таки больше: любви, романтики или перца.

На мой взгляд, балет Аштона – самая прекрасная интерпретация этого очень древнего сюжета. «Тщетная предосторожность» – первая комедия в истории балета и первый балет на тему «третьего сословия», где затанцевали крестьяне. Премьера его состоялась примерно за две недели до взятия Бастилии. Музыка, которую вы слышали, скомпонована балетмейстером уже в XX веке, но во время своего создания балет стал, можно сказать, революционным. В детстве я увидел этот спектакль в записи – черно-белое видео спектакля лондонского Королевского балета, и это было так смешно, так жизнерадостно на фоне всех героических и романтических спектаклей, что я загорелся мечтой станцевать ту роль, которую сейчас исполнял в спектакле. Просмотр этого балета тогда подарил мне ощущение счастья. За что я люблю этот спектакль – каждый раз, когда он заканчивается, несмотря на усталость, у меня прекрасное настроение. Вместе с тем зарядом, который я получаю от публики, я сам ощущаю невероятный эмоциональный подъём от этого спектакля. Конечно, Фредерик Аштон был гениальным балетмейстером, но тут нужно обратить внимание на одно очень важное обстоятельство. Он был сыном британского дипломата в Эквадоре и мальчиком увидел выступление Анны Павловой, как раз «Тщетную предосторожность» Мариинского театра. Он впервые видел балет – и был потрясен настолько, что влюбился в это искусство, в Павлову, и стал артистом балета, потом – балетмейстером, а потом – великим балетмейстером. И этот его спектакль – воспоминание о том первом впечатлении от встречи с этим жанром. Представляете, каково было воздействие русского искусства? Ведь большой классический балет – это исключительно русское явление, которое в конце XIX – начале XX века сохранилось только в России, а в связи с революцией и всеми преобразованиями в стране вынуждено было распространиться вместе с русскими артистами по всему миру, и этот спектакль – воспоминание о том самом русском императорском балете.

Новосибирский театр и Новосибирск лидируют в стране по продажам билетов по «Пушкинской карте», как вы думаете, чем это можно объяснить?

Если вы посмотрите на фотографии строительства этого театра, вы будете потрясены: посреди бараков и хибарок как монумент возвышается здание театра. Строительство театра стало градообразующим событием. Когда я по поручению Владимира Владимировича Путина начинал заниматься культурными кластерами во Владивостоке, и у меня возникли сомнения, он мне напомнил об этой фотографии и сказал очень интересную вещь: «Понимаешь, сначала построили театр, чтобы люди, которые будут строить заводы и поднимать промышленность, знали, что у них будет культурная жизнь, понимали, что здесь можно будет жить, воспитывать и растить детей, что здесь будет необыкновенный, большой и развитый город». И сейчас это третий город страны по численности населения, по количеству театров, по уникальному отношению публики. Здесь невозможно выйти на сцену «с холодным носом», потому что публика очень насмотренная, за XX век, за советский период сюда привозили практически всех важных гастролеров – оперных и балетных артистов, музыкантов… И есть ещё важный лично для меня момент: первое название города – Новониколаевск, а театр был и заложен, и открыт в мае, в день Святого Николая. Здесь есть Провидение… Этот театр живой, если вы здесь походите сейчас, когда никого из зрителей и артистов нет, вы почувствуете, что здание живое, что здесь есть этот дух…

Я уже говорил, что быть артистом, которого выбрала публика – очень почётно, а здесь ведь могут и не выбрать, потому что зритель здесь хорошо разбирается, очень уж насмотренность большая. Когда я сюда ехал впервые, я очень волновался: огромный город, артисты балета тогда практически не гастролировали. Это были 90-е годы, здесь, как и везде в стране, была страшная разруха, тогда ведь ездили, если помните, только «поющие трусы». В тот свой приезд я был потрясён. Во-первых, этот огромный зал был переполнен, было очень много цветов, что меня удивило – ведь я в первый раз здесь выступал, во-вторых, меня тогда очень горячо благодарили за то, что приехал, приезд артиста балета в то время сам по себе был событием. Поэтому отношение к искусству здесь воспитано, и закладывалось это ещё до войны. Это государственная политика и она очень важна. Всё зависит от людей, которые этим занимаются. Если люди вкладывают в это душу – всё получается…

CultVitamin

https://cultvitamin.ru/nikolaj-ciskaridze-samaja-bolshaja-nagrada-byt-artistom-kotorogo-vybrala-publika/

Николай Цискаридзе: «Самая большая награда – быть артистом, которого выбрала публика» - НОВАТ - фото №1
Николай Цискаридзе: «Самая большая награда – быть артистом, которого выбрала публика» - НОВАТ - фото №2