СМИ о нас

Ольга Петелина: «Разделяю тезис “Возращение к традициям – это не шаг назад, а несколько шагов вперед”»

07 Июня 2023

Ольга Петелина – шеф-редактор отдела музыкальных программ телеканала «Россия-Культура», шеф-редактор его таких уникальных проектов, как «Большой балет» и «Большая опера». В 1988 году она окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (специальность – музыковед). С этого же года начала работать в системе Гостелерадио СССР, в главной редакции музыкальных программ ЦТ (отдел классики). Тридцать пять лет Ольга Петелина посвятила телевидению. Основные направления ее трудовой деятельности – это съемки и прямые трансляции оперных, балетных спектаклей и симфонических концертов; съемки документальных фильмов-портретов о выдающихся оперных и балетных артистах и съемки мастер-классов выдающихся музыкантов. Крупными проектами телеканала «Россия К» – «Большая опера» и «Большой балет» – Ольга занимается с момента их основания.

На встрече с нами шеф-редактор рассказала о проведении съемок спектаклей Новосибирского театра оперы и балета для последующей телетрансляции, ответила на вопросы об участии новосибирской пары в предстоящем сезоне проекта «Большой балет».

– Переговоры с ВГТРК по поводу записи спектаклей нашего театра начались летом прошлого года. Продюсеры НОВАТа изучили всю правовую базу на предмет авторских прав, и было выбрано пять спектаклей. В конце марта состоялись съемки первого – «Тщетной предосторожности» с участием народного артиста России Николая Цискаридзе. С чем связано решение снять такой внушительный пакет?

– Руководство ВГТРК было заинтересовано в том, чтобы показать театральную жизнь регионов. Мы довольно давно не занимались этим вопросом, поскольку преимущественно были ориентированы на московские театры и отчасти – на театры Санкт-Петербурга. Хотя в свое время, в 2009–2010 годах, до того как в 2017 году телеканал «Культура» влился в ВГТРК, у нас был проект «Музыкальные театры России». Мы снимали театры оперы и балета в Саратове, Перми. По-моему, был и Новосибирск. То есть на канале «Россия-Культура» все редакторы музыкальной студии были распределены по съемкам в региональных театрах: события, интервью с дирижерами, с режиссерами, фрагменты спектаклей. Это был показ того, чем живут музыкальные театры в регионах России. Но съемки полноценных спектаклей проводились редко. А в прошлом году появилась идея показать музыкально-театральную жизнь российских регионов. Не просто сделать документальный фильм и показать нарезку того, что идет в репертуаре театра, а именно снять полноценные спектакли. Я сама, честно говоря, даже в советское время – хотя я работала в структуре Гостелерадио как редактор еще до развала Советского Союза – не припомню, чтобы был такой «массированный налет» на какой-то один город, где было бы столько съемок спектаклей. То есть эта идея родилась в недрах нашей структуры – ВГТРК, и, собственно говоря, подразделение ВГТРК – телеканал «Россия-Культура», которое входит в холдинг, с интересом эту идею подхватило. Потому что не секрет, конечно, что мы показывали спектакли зарубежные, которые мы закупали. У нас очень много было показов шедевров мирового музыкального театра. А в связи с теми реалиями, в которых мы живем сейчас в нашей стране, и, в общем-то, вполне справедливо, телеканал «Россия-Культура» решил делать такой проект с российскими региональными театрами и начать именно с Новосибирска. Во-первых, у вас самый большой театр в стране. Во-вторых, у вас замечательная труппа, как балетная, так и оперная. Очень много талантливых молодых артистов, которых руководство театра задействует. То есть наряду с мэтрами есть очень много людей молодых, которых вы двигаете вперед, которые делают карьеру. И это интересно. Вот сейчас мы сняли оперу «Царская невеста» – прекрасные голоса у ваших солистов, балетная труппа очень сильная. По сути, когда говорят «ведущие балетные труппы России», имеют в виду музыкальные театры Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга и, конечно, Новосибирска. Это как бы такие большие острова. И, естественно, Новосибирск – не единичный проект. Сейчас у вас мы заканчиваем пакет из пяти спектаклей, а в перспективе у нас – Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Там мы снимаем оперу и два балета.

– А «И воссияет вечный свет» Владимира Васильева на музыку Реквиема Моцарта вы не будете снимать в Казани?

– Съемки этого спектакля мы проводили в 2020 году в Большом театре России в дни празднования юбилея Владимира Викторовича Васильева. Прекрасный спектакль. Он бы подошел для вашей сцены: ее размер, объем прямо для этой постановки.

– Уровень новосибирского театра соответствует вашим требованиям?

– Соответствует. Есть вот такой факт: во многих театрах, в том числе и столичных, существует уклон в сторону осовременивания классического репертуара, хотя наряду с этим есть и традиционное прочтение классики. В данном случае – в хорошем смысле традиционное. Это не возврат назад. Вот в своем интервью режиссер-постановщик оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, главный режиссер НОВАТа, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Стародубцев сослался на совершенно замечательную цитату Бориса Покровского, что возращение к традициям – это не шаг назад, а несколько шагов вперед. Абсолютно с этим согласна. Я не уверена в достоверности цитаты, но я обеими руками за смысл этого высказывания. Уровень вашего театра чрезвычайно высокий. Я могу сказать, что, конечно, когда мы готовимся к определенным спектаклям, мы их просматриваем, нам записи присылают ваши коллеги. Почему мы останавливаемся на классической версии «Царской невесты», которая у вас идет? Зритель соскучился по традиционным спектаклям. В Мариинском театре поставили «Дочь фараона». Разговаривала с Габриэлой Комлевой, выдающейся балериной, народной артисткой СССР, педагогом-репетитором Мариинского театра, и она сказала, что зритель просто в восторге. Декорации, костюмы... То же самое я могу сказать о ваших спектаклях – уровень вашего театра соответствует самым высоким мировым стандартам. Мы отсматривали ваши спектакли. Я давно знаю, что балетная труппа у вас очень сильная, мы не раз приглашали ваших танцовщиков в наши балетные проекты. Знаем, что у вас очень хорошая оперная труппа. Многие из ваших артистов были в нашем проекте «Большая опера». Они сейчас прекрасно делают свою карьеру. Поэтому прежде всего на профессиональный уровень мы обращаем внимание. Вы же видите, что мы по всем регионам поехали снимать: мы выбираем. И уровень исполнения – основной приоритет.

– Когда зрители нашего театра смогут увидеть эти постановки?

– Сейчас сложно сказать по эфирной сетке, потому что все спектакли в настоящее время снимаются, это очень долгий процесс. Пять спектаклей в вашем театре, три спектакля в Казани… Их не просто нужно снять, их нужно подготовить к эфиру. Смонтировать качественно съемку из двух съемочных дней – это очень длительный процесс. Поэтому нельзя сказать, что мы в апреле сняли, а в сентябре это выдали в эфир, и вряд ли они будут показаны подряд.

– А когда примерно начнется процесс?

– Предварительно можно сказать, что до ноября пойдет, может быть, один или два балета, поскольку мы в процессе подготовки проекта «Большая опера», который начнется в эфире в ноябре. В этот период оперный спектакль мы в эфир не поставим. Что касается оперных спектаклей, то они могут появиться, скорее всего, в начале будущего года, когда пойдут уже показы «Большого балета». То есть идут эфиры «Большого балета», и в этот период могут показываться оперные спектакли.

– Уже не секрет, что в нынешнем сезоне «Большого балета» будет представлена наша пара.

– Да, пара выбрана. Новосибирский театр представят София Чусовкова и Никита Ксенофонтов. Я знаю, что Никита является любимцем зрителей Новосибирска. Мы недавно показывали фильм «НОВАТ. Либретто в 15 картинах», я обратила внимание на этого молодого человека. Поскольку мы ведем подготовку с ноября прошлого года, у меня была надежда с ним поработать. И сейчас, когда мы снимали у вас балет «Тщетная предосторожность», это случилось. Мне он очень понравился в парии Алена.

– Вы его в «Соборе Парижской Богоматери» еще не видели…

– Самое интересное, что ребята предполагают показать фрагмент из «Собора Парижской Богоматери», хотя у нас нет пока четких договоренностей. Никита там танцует Квазимодо. В общем, эта пара сейчас готовится. Готовят ее педагоги Мария Кузьмина и Роман Полковников. Они приедут к нам в Москву вместе с парой, участвующей в проекте. Мы предполагаем, что, как обычно, съемки профайла будут проходить в новосибирском театре: как ребята репетируют, готовятся к проекту. Сам проект начинается 27 июля и заканчивается 6 августа. В проекте будет семь программ. Первая программа – это знакомство, пара представляет дуэт на свой собственный выбор. Здесь мы ничем не регламентированы. Вторая программа – классическая хореография, то есть любое па-де-де из классического балета. Третья программа – советская хореография. Соответственно, па-де-де из балета советского хореографа. Четвертая программа – соло. То есть дуэты разобьются на составляющие: балерина покажет свою вариацию, а танцовщик – свою. Пятая программа – хореография XX – XXI века. Здесь может быть не только советская хореография, но и вторая половина или последняя треть XX века, и, соответственно, XXI век. Шестая программа у нас всегда особенная. Специально для проекта «Большой балет» делается постановка, выбирается либо российский, либо зарубежный хореограф, который ставит номер для пары, примерно на четыре-пять минут. Завершается сезон проекта гала-концертом. Съемка всех этих программ происходит на «Мосфильме». В гала-концерте принимают участие победители проекта «Большой балет – 2023», победители и участники прошлых сезонов и приглашенные звезды балета. В жюри проекта в этом году Габриэла Комлева, которая в конце декабря отмечает 85-летие и не скрывает эту дату. Она замечательная женщина, изумительная балерина. Фарух Рузиматов, Начо Дуато, который вам в Новосибирске хорошо знаком, и Мария Александрова – прима-балерина Большого театра. Ведущая нашего проекта – народная артистка России, прима-балерина Большого театра, этуаль театра «Ла Скала» Светлана Захарова.

Александр Савин, Cultvitamin
Ссылка на полный источник