Пресс-релизы

«Борис Годунов»: новый формат

23 Ноября 2015

28 и 29 ноября образовательный проект «Открытый НОВАТ» приглашает на премьеру спектакля «Борис Годунов». Зрителям предлагается не только semistage-версия оперы (синтез концертного исполнения и театрального представления), но и захватывающее расследование исторических фактов, легших в основу произведения Модеста Мусоргского.

«Борис Годунов» в НОВАТе — опера, где классическое оперное действие сопровождается актуальными медиа-технологиями, а современные знания о «смутном времени» соединены с шедевром музыкального реализма XIX века.

Дмитрий Белов, режиссер-постановщик:
Мы создаем новый формат — оперу с комментариями. Но одно дело прочитать лекцию перед оперой — вот опера, вот лекция. А другое — совместить эти жанры. Как преподнести информацию, чтобы она была считана, не вошла в противоречие с тем, что слышит и видит зритель? В нашем случае эффект воздействия обеспечивается столкновением двух смысловых рядов — мультимедийных комментариев и действия на сцене. Факты, комментарии, сноски — словом, весь исторический материал внедрен в тело драматургии, да еще и таким образом, чтобы усиливались особенно важные моменты. Мы надеемся, что эта история сработает.

Глеб Фильштинский, художник-сценограф:
«Борис Годунов» Модеста Мусоргского — великая опера с непростой судьбой. Случилось так, что для сегодняшнего зрителя огромное количество текстов этого сочинения, да и целые пласты сюжета лишены смысла. Современник Мусоргского находился в контексте действующей монархии — в ситуации правления Романовых и совершенно иначе, чем мы сегодня, воспринимал всю историю Бориса Годунова. С помощью мультимедиа-комментариев мы попытаемся ввести зрителя в контекст, в котором рождалась опера. Раскрыть многочисленные обстоятельства различного плана — исторические, политические, личностные, религиозные, этнографические. То есть те, без которых современному зрителю трудно воспринять оперу адекватно.

Анастасия Шенталинская, художник по костюмам:
Работа над постановкой «Бориса Годунова» стала для меня уникальным опытом. Во-первых, неоднозначна сама личность Бориса Годунова. Во-вторых, концепция костюмов рождалась в непосредственном общении режиссером- постановщиком, В третьих, сыграл свою роль ряд ограничений, обозначенных художником-сценографом. Пришлось пожертвовать яркостью цвета, использовав все оттенки серого с вкраплениями красного. Убрать пышность и многослойность, оставив четкие вертикальные и горизонтальные линии. В конечном счете «система отказа» привела к простому и лаконичному решению. А самой сложной и интересной задачей стало соединение силуэта русского традиционного костюма, который пришел к нам из Византии, со стеганой одеждой, именуемой в народе «ватник», и современными тенденциями моды. Моя особая благодарность — работникам производственных цехов НОВАТа, благодаря которым я приобрела новые профессиональные навыки.

В Новосибирском театре «Борис Годунов» впервые был показан в 1948 году в редакции Н. Римского-Корсакова. В 1962-м оперу в редакции П. Ламма и оркестровке Д. Шостаковича поставили дирижер М. Бухбиндер и режиссер Э. Пасынков. С постановщиками и оркестром работал сам Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В 1978-м спектакль был возобновлен Б. Грузиным. В 1990 году новую версию Бориса Годунова представило постановочное трио в составе: А. Людмилин (дирижер), И. Габитов (режиссер), И. Севастьянов (сценограф).

Начало спектаклей в 19-00.

В 17-45 в фойе третьего этажа режиссер-постановщик Дмитрий Белов читает лекцию: «Борис Годунов — убийца, жертва или герой? Дело о создании оперы».

Образовательный проект «Открытый НОВАТ»: мы делаем высокое открытым.