Постановочные бригады

Симон Вирсаладзе

Народный художник СССР, Лауреат Государственной премии СССР

Советский театральный художник-сценограф, живописец, педагог. Родился 31 декабря 1908 в Тифлисе. Учился в тифлисской Академии художеств у И. Шарлеманя. В 1928 переехал в Москву, где продолжил образование во Высшем художественно-техническом институте (педагоги И. Рабинович и П. Кончаловский). Завершил учебу в 1931 в ленинградском Высшем художественно-техническом институте (с 1930 — Ленинградская академия художеств, педагог Михаил Бобышов). В 1926-1927 гг. оформил несколько спектаклей тифлисского ТРАМа – Театра рабочей молодежи, отдав дань популярному в те годы конструктивизму.

В 1932-36 был главным художником тифлисского Государственного театра оперы и балета имени Захария Палиашвили. В этом театре в тот период и позднее им были оформлены оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Даиси» З. Палиашвили, балеты «Сердце гор» А. Баланчивадзе, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена и «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Отелло» А. Мачавариани. С 1937 работал в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский). С 1945 по1962 был главным художником этого театра. Оформил балеты «Сердце гор», «Лауренсия» А. Крейна, «Весенняя сказка», «Раймонда» А. Глазунова, «Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Щелкунчик» П. Чайковского; оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Семья Тараса» Д. Кабалевского, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини . Оформлял спектакли Ленинградского академического Малого театра оперы и балета (ныне Михайловского): «Ашик-Кериб», «Шехеразада», «Семь красавиц», «Корсар» А. Адана, а также Ленинградского хореографического училища (ныне Санкт-Петербургская государственная академия русского балета имени А.Я. Вагановой), театров оперы и балета в Баку и Новосибирске.

В театре имени Кирова начал складываться его творческий альянс с Юрием Григоровичем (хореограф не раз называл Симона Вирсаладзе своим соавтором), вызвавший к жизни новый принцип живописного оформления балетного спектакля, который искусствоведами назван «живописным симфонизмом». Первыми спектаклями Григоровича-Вирсаладзе были «Каменный цветок» С. Прокофьева и «Легенда о любви» А. Меликова. Затем сотрудничество весьма плодотворно продолжилось в Москве. На сцену Большого театра были перенесены «Каменный цветок» и «Легенда о любви». А также созданы новые постановки:«Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Спартак» А. Хачатуряна, «Лебединое озеро», «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, «Ангара» А. Эшпая, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Раймонда». Помимо спектаклей Григоровича, оформил в Большом театре только две постановки: «Лебединое озеро» (1956) и в балет «Моцарт и Сальери» на музыку В. А. Моцарта и А. Сальери (1973). Сотрудничал с балетмейстерами Вахтангом Чабукиани, Константином Сергеевым, Василием Вайноненом, Петром Гусевым и другими. По его эскизом созданы костюмы для многих программ Ансамбля народного танца Грузии. Симон Вирсаладзе работал и в кино, им созданы эскизы костюмов для фильмов Г. Козинцева «Гамлет» и «Король Лир». Умер в Тбилиси 7 февраля 1989 г.

Народный художник РСФСР (1957), Народный художник Грузинской ССР(1958), Народный художник СССР (1976), Лауреат нескольких Сталинских премий (1949,1951), Лауреат Ленинской премии (1970), Лауреат Государственной премии СССР (1977).