Приглашенные постановщики

Жан-Кристоф Майо

Жизнь Жан-Кристофа Майо представляет собой единение противоположностей - говорила о своем студенте Розелла Хайтауэр. И действительно, в понимании нынешнего руководителя Балета Монте-Карло, танец тесно переплетается с театром, выходит на цирковую арену, проникает в сферу изобразительных искусств, вдохновляется разнообразнейшими музыкальными и литературными источниками. Восемьдесят балетов его репертуара, тридцать пять из которых созданы в Монако, были вдохновлены художественным творчеством в самом широком смысле слова, и каждый балет является заготовкой следующего. Таким образом, за тридцать лет профессиональной деятельности Жан-Кристоф создал более шестидесяти постановок разного масштаба, от полноформатных повествовательных балетов до спектаклей малых форм, в каждом из которых просматриваются разнообразные исторические и культурные параллели. Творчество Жана-Кристофа нельзя отнести ни к современному, ни к классическому стилю. Даже слияние этих направлений в должной мере не опишет его работу. Он упорно отказывается придерживаться рамок одного стиля и описывает танец как диалог традиций, в котором авангард и пуанты не являются взаимоисключающими понятиями.

Жан-Кристоф Майо обучался танцу и игре на фортепиано в Национальной консерватории города Тур (Франция), после чего был принят в Международную школу танца Розеллы Хайтауэр в Каннах. В 1977 году он удостоился Приза Лозанны на конкурсе молодых артистов балета, после чего был принят в труппу Гамбургского балета под руководством Джона Ноймайера, где он исполнял ведущие роли в течение пяти лет. Однако его танцевальная карьера внезапно прервалась из-за несчастного случая.

В 1983 году он был назначен хореографом и руководителем балетной труппы Большого театра Тура, которую он в 1989 году преобразовал в Национальный центр хореографии. Для этого коллектива он поставил около двадцати балетов, а позже в 1985 году учредил танцевальный фестиваль "Le Chorégraphique". В 1987 году для Балета Монте-Карло он поставил спектакль «Чудесный мандарин», имевший огромный успех. В сезоне 1992–1993 Жан-Кристоф Майо стал творческим консультантом Балета Монте-Карло, а в сентябре 1993 года Ее Королевское Высочество принцесса Ганноверская назначила его художественным руководителем труппы.

С приходом Майо труппа вышла на очередной виток своего развития, быстро достигнув нового уровня зрелости и мастерства. Благодаря ему этот коллектив, состоящий из пятидесяти исполнителей, завоевал международную известность и сохраняет ее на протяжении двадцати лет. Он поставил около сорока балетов для этой труппы, среди которых «К земле обетованной» (1995), «Ромео и Джульетта» (1996), «Золушка» (1999), «Красавица» (2001), «Мечта» (2005), Altro Canto (2006), «Фауст» (2007), «Лебединое озеро» (2011), «Хореография» (2013) и «Щелкунчик и Компания» (2013). Эти постановки принесли Балету Монте-Карло мировое признание. Некоторые из этих постановок на данный момент вошли в репертуар ведущих балетных трупп мира, в числе которых Большой канадский балет Монреаля, Шведский Королевский балет, Корейский национальный балет, Штутгартский балет, Датский Королевский балет, Большой театр Женевы, Тихоокеанский Северо-западный балет, Американский театр балета, Балет Большого театра и труппа «Бежар-балет Лозанна».

Жан-Кристоф Майо внимательно следит за работой других артистов. Он известен своей открытостью и всегда готов приглашать к сотрудничеству хореографов, работающих в других стилях. В 2000 году стремление объять хореографическое искусство во всех его проявлениях привело к созданию Танцевального форума Монако в сотрудничестве со Стефаном Мартеном; в рамках этой международной выставки танцевальных достижений проводятся разнообразные показы, экспозиции, мастер-классы и конференции.

В 2007 году хореограф стал продюсером оперы «Фауст» на сцене Государственного театра земли Гессен в Висбадене, а в 2009 году – оперы «Норма» в Опере Монте-Карло. В том же году Жан-Кристоф Майо снял первый фильм-балет «Золушка», за которым на следующий год последовала «Мечта». В 2009 году он стал составителем и координатором программы «Столетие Русских сезонов» в Монако, в рамках которой княжество Монако в течение года посетили более 50 балетных трупп и известных хореографов, собрав аудиторию в 60 тысяч зрителей. В 2011 культура танца Монако претерпела серьёзные изменения: по инициативе Ее Королевского Высочества принцессы Ганноверской Балетная труппа Монте-Карло, Танцевальный форум Монако и Академия классического танца имени принцессы Грейс были объединены в одно учреждение – Балет Монте-Карло. Жан-Кристоф Майо был назначен главой новой организации, которая объединила в себе престиж всемирно известной труппы, возможности многоформатного фестиваля и потенциал балетной школы с высоким уровнем подготовки.

    Заслуги
  • 1993: Звание кавалера Ордена Искусств и литературы; присвоено министр культуры Жак Ланг.
  • 1999: Звание офицера Ордена Культурных заслуг Княжества Монако; присвоено Светлейшим князем Ренье III.
  • 2002: Звание кавалера Ордена Почётного легиона; присвоено президент Республики Жак Ширак.
  • 2005: Звание кавалера Ордена Святого Карла; присвоено Светлейшим князем Альбертом II.
  • 2014: Звание командор Ордена Культурных заслуг Княжества Монако; присвоено Светлейшим князем Альбертом II.
  • 2015: Звание командор Ордена Искусств и литературы; присвоено министром культуры Флёр Пельрен.
  • 2016: Медаль Пушкина.
  • 2018: Приз Лозанны «За пожизненные заслуги».
    Награды
  • 2001: Премия Нижинского за балет «Красавица» в номинации Лучшая постановка.
  • 2002: Премия «Danza & Danza» за балет «Красавица» в номинации Лучшее выступление.
  • 2008: Премия «Benois de la Danse» за Лучшую хореографию к балету «Фауст»; вручена Юрием Григоровичем в Москве.
  • 2010: Премия «Dansa Valencia 2010».
  • 2015: Удостоен премии «Золотая маска» в номинации Лучшее выступление за постановку «Укрощение строптивой». Благодаря этой постановке Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов также стали лауреатами премии «Золотая маска» как лучшие исполнители (партии Катарины и Петруччо соответственно).