Приглашенные постановщики

Ролан Пети

Ролан Пети (1924 - 2011) – французский танцовщик, хореограф, один из признанных классиков XX века.

В 1933, в возрасте 9 лет, Ролан Пети начал обучение в балетной школе при Парижской Опере. В 1940 его принимают в кордебалет, где он исполняет спектакли из репертуара труппы. В это же время он работает в знаменитой Студии Вакер с мадам Рузан. В 1943 получил ранг sujet (танцовщик-сюже), однако в Парижской опере не задержался – в возрасте 20 лет он покинул ее, приняв решение стать хореографом.

Вскоре он ставит свой первый спектакль «Les Soirées de la Danse» в театре Сары Бернар (ныне Театр де ля Вилль). Параллельно молодой хореограф сотрудничает с Борисом Князевым, известным изобретателем партерной гимнастики barre au sol.

В 1945 при финансовой поддержке своего отца Ролан Пети основал труппу «Балет Елисейских полей», где поставил балеты «Бродячие комедианты» и «Свидание», за которыми вскоре последовал «Юноша и смерть». Хореограф сотрудничает с такими художниками: Кристиан Берар, Пикассо, Брассаи, Жорж Вакевич; писателями: Борис Кохно, Жан Кокто, Жак Превер; композиторами: Анри Соге, Жозеф Косма и продолжает ставить балеты, проявляя своё авторское видение, которому останется верен долгие годы.

В 1948 хореограф покидает «Балет Елисейских полей» и создаёт новый ансамбль «Балет Парижа». Эта труппа выступает в театре Мариньи, где впоследствии Ролан Пети поставит множество балетов, включая «Девушек ночи», написанный для Марго Фонтейн.

В 1949 в Лондоне хореограф ставит балет «Кармен», после чего Рене Жанмер берёт имя Зизи. Годом позже Нинет де Валуа приглашает Ролана Пети поставить «Балабиль» для Королевского балета Великобритании. В апреле 1951 балеты «Юноша и смерть» и «Девушки ночи» входят в репертуар Американского театра балета. Премьера этих постановок прошла в здании Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.

Вернувшись в Лондон в 1953, хореограф сотрудничает с Орсоном Уэллсом, который пишет сценарий для балета «Красавица во льду». После этого Ролан Пети начинает международную карьеру: он получает приглашение в Голливуд на четыре года, где в 1952 снимает фильм-мюзикл «Ганс Христиан Андерсен» при участии Зизи Жанмер и Дэнни Кея, в 1954 – «Длинноногий папочка» с участием Фреда Астера и Лесли Карон, в 1955 – «Anything goes» с Зизи Жанмер и Бингом Кросби.

По возвращении из Соединённых Штатов Ролан Пети воспользовался своим американским опытом, чтобы начать новый жанр с «La Revue des Ballets de Paris», который вначале ставился в Театре Парижа, а затем в Альгамбре с 1956 по 1959. В 1960 на сцене театра Сары Бернар хореограф ставит «Патрон», полноценный мюзикл авторства Марселя Эме (музыка – Ги Беар, костюмы и декорации – Бернар Бюффе) и снимает фильм «Чёрные колготки» (также известный под именами «Un deux trois quatre!» или «Les Collants noirs») с участием Зизи Жанмер, Мойры Ширер и Сид Чарисс.

В том же году Датский королевский балет приглашает хореографа поставить на своей сцене «Кармен». Этот балет переживёт более пятисот показов на сцене Датского театра.

В 1961 Зизи Жанмер в костюме от Yves Saint-Laurent исполняет свой бессмертный хит «Mon truc en plumes» в постановке «La Revue» в Альгамбре, которая пользуется большим успехом у публики (хореография – Ролан Пети, слова – Бернар Димей, музыка – Жан Константен). В том же году хореограф ставит «La Chaloupée» для Эрика Бруна в Оперном театре Копенгагена.

В 1965, после нескольких мировых турне с «Балетом Парижа», Ролан Пети приезжает в Парижскую оперу по приглашению ее директора Жоржа Орика. Прошло 20 лет с тех пор, как он покинул alma mater, и вот, вернулся вновь, чтобы поставить «Адажио и Вариации» и «Собор Парижской Богоматери».

В 1966 хореограф возвращается в «Театр Елисейских Полей» и ставит «Похвалу глупости» с труппой «Балета Парижа».

С 1967 по 1969 Ролан Пети работает в Королевском балете Великобритании и пишет балеты для Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, параллельно сотрудничая с театром «Ла Скала», где он ставит балет «Экстазы» на музыку Скрябина для Рудольфа Нуреева и Лучаны Савиньяно.

В 1970 он соглашается принять руководство балетом Парижской оперы, но через полгода оставляет пост. Хореограф покупает «Казино де Пари» и ставит два мюзикла: «La Revue» и «Зизи, я люблю тебя» (костюмы и декорации – Роман Петрович Тыртов, Ив Сен-Лоран, Виктор Вазарели, Гай Пилларт, Сезар Бальдаччини; Жан-Жак Дебу, Ги Беар, Жан Ферра, Мишель Легран, Серж Генсбур). Первого января 1976, несмотря на успех постановок, налоговое давление заставляет Ролана Пети и Зизи Жанмер расстаться с «Казино де Пари».

До этих событий, в 1972 мэр Марселя Гастон Деффер приглашает хореографа оказать поддержку балетной труппе Марсельского оперного театра. В результате был основан Марсельский балет. Первое выступление новообразованного ансамбля состоялось на Авиньонском фестивале в августе 1972 с постановкой «Зажгите звёзды» (по мотивам работ В. Маяковского).

В 1981 труппа была переименована в Национальный Марсельский балет Ролана Пети и выступала с гастролями по всему миру. Для этого ансамбля Пети поставил следующие балеты: «Pink Floyd Ballet» (1972), «Гибель Розы» (1973), «Арлезианка» (1974), «Пруст или Перебои сердца» (1974), «Septentrion» (1975), «Коппелия» (1975), «La nuit transfigurée» (1976), «Щелкунчик» (1976), «A la mémoire d’un ange» (1977), «Пиковая дама» (1978), «Летучая мышь» (1979), «Parisianna» (1979), «Les Amours de Franz» (1981), «Сказки Гофмана» (1982), «Le Mariage du ciel et de l’enfer» (1984), «Фантастическая симфония» (1985), «Кот в сапогах» (1985), «Моя Павлова» (1986), «Весь Сати» (1988), «Valentine’s love songs» (1988), «Влюблённый дьявол» (1989), «Спящая красавица» (1990), «Чарли танцует с нами» (1991), «Mère Méditerranée» (1992), «Гепард» (1994), «Шери» (1996), «Лебединое озеро и его колдовская сила» (1998).

В декабре 1981 его «Кармен» входит в репертуар Американского театра балета под руководством Барышникова. Премьера проходит в Центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди при участии Натальи Макаровой в роли Кармен, Михаила Барышникова в роли Дона Хосе и Виктора Барби в роли Эскамильо. За время работы с Зизи Жанмер в мюзик-холлах: Казино де Пари с 1970 по 1976 – Бобино (1977), Зизи в театре «Théâtre des bouffes du Nord» (1989), «Зизи в Зените» (1995). Театральная постановка «Марсель и эксцентричная красавица» (по мотивам работ Марселя Жуандо) для Зизи Жанмер и Мишеля Дюшоссуа (1992); «Человеческий голос» Жана Кокто для Алессандры Ферри в «Пикколо Театро» (Милан, 1994).

В 1992, после 20 лет жизни в Марселе, Ролан Пети при поддержке французского правительства основывает Национальную высшую школу танца Марселя, в которой раскрылся педагогический талант маэстро. Школа располагается на территории Национального балета Марселя - великолепное здание площадью 6000 кв. метров было спроектировано французским архитектором Роланом Симуне и полностью посвящено балетному искусству.

В марте 1998, после 26 лет руководства Национальным балетом Марселя, Ролан Пети покидает пост со своим последним Марсельским творением «Лебединое озеро и его колдовская сила». Хореограф продолжает создавать новые и ставить старые балеты с известными труппами, такими как: Балет Сан-Франциско, «Асами Маки» в Токио, театр «Колон» в Буэнос-Айресе, «Ла Скала» в Милане, «The K. Ballet Company» в Токио, Национальный балет Нанси, театр «Сан-Карло» в Неаполе, Балет оперного театра во Флоренции, Новый национальный театр Токио. Ролан Пети ставит «Клавиго» для Николя Лериша в Парижской опере в октябре 1999, «The Show Zizi Jeanmaire» в ноябре 2000 в амфитеатре Оперы Бастилии. В июле 2001 года он ставит «Балет на музыку Дюка Эллингтона» для труппы «Асами Маки» в Токио при участии театра «Сан-Карло». В октябре 2001 он сотрудничает с Большим театром и ставит новую версию «Пиковой дамы» А.С. Пушкина. Для этой постановки он выбирает Шестую симфонию П.И. Чайковского (си минор, соч. 74), также известную как «Патетическая».

В январе 2002 он выпускает мюзикл «Délits d’Ivresse» по мотивам произведения его дочери Валентин Пети на музыку Ришара Гальяно в Сен-Жермен-де-Пре (бывшее Аббатство Святого Германа на Лугах) в Париже. В сентябре 2002 его приглашают в Новый национальный театр Токио поставить балет «Летучая мышь» с новыми декорациями французского архитектора Жана-Мишеля Вильмота.

В феврале 2003 его снова приглашают в Большой театр поставить «Собор Парижской богоматери». В марте 2003 для труппы «Асами Маки» он ставит балет на музыку Эрика Сати в Новом национальном театре Токио. В июне 2003 в Кремле президент Владимир Путин награждает хореографа Государственной премией Российской Федерации за балет «Пиковая дама». Награда присуждается «за выдающуюся авторскую работу и за вклад в развитие Российской культуры».

В августе 2003 Ролан Пети ставит «Собор Парижской богоматери» и «Балет на музыку Дюка Эллингтона» в культурном центре Бункамура в Токио для труппы «Асами Маки». В октябре 2003 Балет Парижской оперы в третий раз осуществляет несколько показов его балета «Клавиго», созданного в 1999. В декабре 2003 хореографа приглашают в театр «Ла Скала» в Милане для постановки балета «Летучая мышь».

В феврале 2004 японский министр культуры награждает Ролана Пети Орденом Восходящего солнца с золотыми лучами на шейной ленте «за беспрецедентный вклад в историю балета». В то же время он ставит новый «Pink Floyd Ballet» в театре NHK в Токио для труппы «Asami Maki».

В марте 2004 в театре «Théâtre Jean Vilar» (коммуна Сюрен) и в Большом театре в октябре того же года Ролан Пети выступает с шестью другими танцорами в автобиографическом спектакле «Пути творения» («Roland Petit raconte… ou les Chemins de la creation»), рассказывающем о творческом пути хореографа. В апреле 2004 Ролана Пети приглашают в театр «Сан-Карло» в Неаполе для постановки балета «Арлезианка», в августе он ставит «Кармен» для «K-Ballet Company».

В мае 2005 хореограф принимает участие в Expo 2005, которая проводилась в префектуре Айти, затем ставит «Мою Павлову» в театре «Сан-Карло». Ставит балеты «Арлезианка», «Юноша и смерть», «Кармен», для Парижской оперы в июле 2005, затем в ноябре для Национального балета Китая. Далее следует постановка «Les Bons Petits Diables» по произведению Софьи Фёдоровны Сегюр для театра «Jean Vilar» в Сюрене в декабре 2005. В марте 2006 «Юноша и смерть» ставится в театре «Ла Скала», а в июне 2006 «Pink Floyd Ballet» для Национального балета Китая. В августе 2006 проходят Испанские гастроли с «Pink Floyd Ballet» в исполнении труппы «Asami Maki». Далее следует тур по Азии с «Soirée de danse Roland Petit» (Шанхай, Гонконг, Тайвань) и по Японии в ноябре 2006. В декабре 2006 в Афинском театре «Мегарон» проходит показ балетов «Ролан Пети и его звёзды». В марте 2007 балет «Пруст или Перебои сердца» заходит на сцену Парижской оперы. С апреля по август 2007 в музее Рат в Женеве проходит большая выставка, посвящённая карьере хореографа. В мае 2007 «Коппелия» появляется на сцене Нового национального театра Токио. Премия «A life for dance» на международном фестивале в Майами.

С января по апрель 2008 в Парижской опере проходит большая выставка, посвящённая карьере хореографа и организованная Парижской оперой в сотрудничестве с Женевским музеем искусства и истории. В январе 2008 в Большом театре Женевы проходит показ «Soirée Roland Petit». В феврале 2008 Ролан Пети награждается премией Китайского правительства «за вклад в развитие танцевального искусства Китая». В мае 2008 «Потерянный рай» ставится для Национального балета Китая. В июле 2008 балет «Soirée Roland Petit» исполняется во Дворце искусств королевы Софии. В июле и августе 2008 проходит тур по Испании с балетом на музыку Дюка Эллингтона в исполнении «Асами Маки». В сентябре 2008 в театре «Ла Скала» проходит вечер балетов Ролана Пети («Soirée Roland Petit»), на котором были показаны «Юноша и смерть», «Кармен» и «Арлезианка».

В январе 2009 «Летучая мышь» входит в репертуар Венской государственной оперы, а в апреле на Японские гастроли едет программа «Soirée Roland Petit». В июне 2009 «Коппелия» Пети появляется в репертуаре труппы Aalto Ballett Essen, «Pink Floyd Ballet» становится частью репертуара театра «Ла Скала» в июне 2009, «Пруст или Перебои сердца» возвращается на сцену Парижской оперы.

В марте 2010 «Коппелия» входит в репертуар театра Массимо в Палермо, в мае того же года «Арлезианка» и «Кармен» пополняют репертуар Муниципального театра Рио-де-Жанейро, «Soirée Roland Petit» проходит в Катании, Сицилия. В июне 2010 «Юноша и смерть» ставится в Большом театре России. В июле «Арлезианка», «Юноша и смерть» и «Кармен» входят в репертуар Корейского национального балета. В сентябре «Юноша и смерть», «Волк» и «Рандеву» появляются в репертуаре Парижской оперы. В октябре «Кармен» пополняет репертуар Балета Пенсильвании в Филадельфии (США). В ноябре «Soirée Roland Petit» проходит в Санкт-Петербурге. Завершился 2010 год пополнением репертуара Римского оперного театра балетами «Арлезианка» и «Кармен».

В январе 2011 проходят показы балетов «Кармен» и «Арлезианка» в Бари (Италия). «Кармен» ставится в Новосибирске (Сибирь), «Арлезианка» и «Кармен» в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро; «Арлезианка», «Юноша и смерть» и «Кармен» пополняют репертуар Английского национального балета.

10 июля 2011 Ролан Пети скончался в возрасте 87 лет в Женеве, Швейцария. Диагнозом стал острый миелоидный лейкоз. Дочь и коллеги хореографа преданно сохраняют наследие и продолжают дело, начатое последним балетным классиком ХХ века.