Приглашенные постановщики

Морис Жарр

Имя легендарного французского композитора Мориса Жарра вошло в мировую историю прежде всего, как создателя музыки к фильмам. За полувековой творческий путь он написал музыку более чем к 150 кинокартинам. На его счету – три «Оскара», четыре «Золотых глобуса», два приза Британской академии кино и телевидения, премия «Грэмми», персональная звезда на голливудской Аллее славы. Французский композитор работал с настоящими мэтрами мировой режиссуры – Альфред Хичкок, Дэвид Лин, Элиа Казан, Джон Хьюстон, Лукино Висконти, Фолькер Шлендорф, Рене Клеман, Франко Дзеффирелли. Писал музыку к фильмам, ставшим классикой киноиндустрии: «Лоуренс Аравийский», «Доктор Живаго», «Поездка в Индию», «Общество мёртвых поэтов», «Прогулка в облаках», «Дочь Райана», «Привидение». Он не боялся экспериментировать и одним из первых среди кинокомпозиторов стал использовать электронные инструменты.

Морис Жарр начинал как академический музыкант. После не сложившейся учебы на инженера-электрика в Лионском университете и в Сорбонне, он перешел в Парижскую консерваторию, которую окончил по классу ударных инструментов и композиции. Среди его преподавателей были классики XX века – композиторы Артур Онеггер и Луи Обер.

Морис пробовал себя и как исполнитель, играя в дуэте с композитором Пьером Булезом на фортепиано и Волнах Мартено (электрофоне) – дебют этого необычного ансамбля состоялся в 1946 в театральной компании Жана-Луи Барро.

В 1950-х Морис Жарр активно писал музыку к драматическим спектаклям, экспериментировал с электронной музыкой; работал в «Комеди Франсез», а также стал музыкальным руководителем и дирижером Национального народного театра, с которым побывал на гастролях в Москве.

В эти годы он дебютировал в кино саундтреком к короткометражному фильму Жоржа Франжу «Отель инвалидов» (1951), а также сочинил свой первый балет «Маски женщин» (1951), за которым последовали «Докучливые встречи» (1958), «Убитый поэт» (1958) и опера-балет «Армида» (1954).

В 1960‑х Морис Жарр перебрался в США, где обосновался до конца своих дней – именно в этой стране ему предстояло поработать с ведущими режиссерами планеты.

В 1962 началось сотрудничество французского композитора и выдающегося балетмейстера Ролана Пети. Первой совместной работой двух художников стал балет «Мальдорора» («Maldoror»), сценарий написал балетмейстер на сюжет книги французского поэта XIX века Лотреамона (Исидора Дюкасса), оформление было сделано знаменитым кутюрье Ивом Сен-Лораном. Балет о духе разрушения (Мальдорор по-испански значит «злая скорбь») представлял собой настоящий «ночной кошмар», с каждой картиной все более и более вселяющий в сознание страх: на сцене появлялись всевозможные ползучие существа, гады, паук-акробат, в конце концов сам Мальдорор, жаждущий крови, поглощал, принесенных ему в жертву ежа, зеленого дятла, сову и, наконец, человека… Для этого «ужасного» шедевра Морис Жарр написал мрачную, полную галлюцинаций музыку. При всей жуткой атмосфере «Мальдорор» вызвал немалый и даже восторженный интерес у публики.

Однако настоящим шедевром Мориса Жарра и Ролана Пети можно назвать «Собор Парижской Богоматери» (1965) – балет, который и в наши дни является одним из самых популярных творений французского балетмейстера. Художником по костюмам и сценографом снова выступил непревзойденный Ив Сен-Лоран. При создании балета Морис Жарр во всем поддерживал хореографа – первенство в построении концепции балета легло на Ролана Пети. Полное доверие и взаимопонимание привели к тому, что в «Соборе» музыка и хореография образовали неразрывное единство, отлично передавая характеры четырех главных действующих лиц – Эсмиральды, Квазимодо, Фролло и Феба.

После ошеломительного успеха «Собора Парижской Богоматери» к балетному жанру французский композитор обращался еще дважды – в 1971 («Аор») и в 1977 («В честь Айседоры»), все-таки до конца своих дней отдавай предпочтение киноиндустрии.

С 1980-х Морис Жарр стал уделять много времени электронной музыке, создавая один за другим музыкальные шедевры к фильмам «Роковое влечение», «Год опасной жизни», «Нет выхода», «Берег москитов», «Общество мёртвых поэтов», «Лестница Иакова» и другим.

Отчасти продолжателем дела Мориса Жарра стал его старший сын Жан-Мишель Жарр – музыкант и пионер электронной музыки; по его словам, почерпнувший идею о сочетании музыки и визуальных эффектов из экспериментов, проводимых отцом и его друзьями в конце 1950-х.