Новости

К юбилею Лидии Крупениной

01 Ноября 2018

1 ноября исполнилось 90 лет со дня рождения выдающейся танцовщицы и педагога, народной артистки СССР Лидии Ивановны Крупениной.

Лидия Ивановна – легенда и гордость новосибирского балета, вся творческая жизнь которой была служением искусству танца и её первому и единственному театру – Новосибирскому театру оперы и балета. Таланту и мастерству Лидии Крупениной рукоплескали не только в Новосибирске, Москве и других городах Советского Союза, но и зрители Австралии, Венгрии, Японии, Китая, Франции, Египта, Новой Зеландии.

Лидия Крупенина приехала в Новосибирск в августе 1947 года, сразу после окончания Московского хореографического училища. Сама она вспоминала, что желание поехать в Новосибирск возникло сразу, как только услышала о новом, просторном и красивом театре в Сибири. Выпускница прославленной балетной школы дебютировала на сибирской сцене 11 сентября 1947 года в па де труа из «Лебединого озера» и вскоре заняла положение солистки и ведущей балерины театра. В её репертуаре появились Эсмеральда из одноимённого балета Ц. Пуни, Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского), Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Маша («Щелкунчик» П. Чайковского), Жизель в одноименном балете Адана, Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. Прокофьева, пост. Ю. Григоровича), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, пост. О. Виноградова), Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Золушка в балете С. Прокофьева (пост. О. Виноградова), Ширин («Легенда о любви» А. Меликова, пост. Ю. Григоровича) и многие другие партии.

«Для меня Новосибирск и вообще этот театр — это святое!» - говорила Крупенина. 33 года на сцене, около 70 партий в творческом багаже, более 30 лет педагогической деятельности и целая плеяда блестящих танцовщиков – её учеников – служат тому подтверждением.

Лидия Ивановна Крупенина ушла из жизни в 2016 г. «Всегда первая Лидия Крупенина» – так назвали свой фильм, снятый в 2008 г., авторы Елена Медведская, Слава Касаткина и оператор Петр Сиднев. В нём выдающаяся балерина рассказала о том, что значит быть Примой сибирской сцены.