Интервью

Алексей Зеленков. Итоги уходящего года

11 Декабря 2023

Ведущий солист оперной труппы НОВАТа, фаворит нашей оперной аудитории, Алексей Зеленков радует своим талантом не только новосибирскую публику, но и европейских ценителей оперного искусства.

Востребованный артист рассказал о важных событиях своей творческой жизни в 2023 году.

Что интересного было у вас в 2023 году? Какие свои достижения вы можете отметить?

Я очень рад, что с каждым годом я развиваюсь как профессионал, как певец. В 2023 году мне удалось выступить на международной арене и в российских театрах с новыми партиями. Я впервые работал в немецком городе Килль. Было чрезвычайно много спектаклей. Город мне очень понравился, там очень хорошая атмосфера, хорошие коллеги, хороший театр. Последний спектакль в Килле был в мае, потом был перерыв, а в августе я начал работать с Оперой на Рейне. В родном театре я сейчас пою в основном прежние, не новые партии, а в Немецкой опере на Рейне у меня был интереснейший дебют: партия Шарплеса в опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Шарплес – актерская, я бы даже сказал, кинематографичная партия. Каждая вокальная строчка написана как разговорная речь. Мне очень понравилось выступать. У Немецкой оперы на Рейне две площадки – в Дюссельдорфе и Дуйсбурге. Три первых спектакля «Мадам Баттерфляй» были как раз в Дуйсбурге. На мой взгляд, этот театр более красивый, истинно европейский. Там и дух такой театральный. Но я был счастлив петь на обеих сценах. В Килле с января было тринадцать показов «Иоланты» Чайковского, я участвовал в одной, как принято называть, «продакшн». Работать в постановке было очень интересно, потому что в этой версии «Иоланты» Чайковского Эбн-Хакиа был представлен режиссером как психоаналитик, наподобие Зигмунда Фрейда. Режиссер представил так, что Иоланта физически не слепа, а у нее такое психическое расстройство: она думает, что не видит. Так вот, очень интересно было, что Эбн-Хакия исцеляет Иоланту психоанализом.

Партию Шарплеса я учил здесь, в Новосибирске. Но, когда я уже ее выучил, спектакль сняли. Я был очень расстроен. Как же так? И тут благодаря, наверное, божественному провидению, все возобновляется. Постановка «Мадам Баттерфляй» тоже очень интересная. В ней также, как у нас в «Любовном напитке», слышен звук самолета, но здесь после этого – ядерный взрыв, все разрушено, а второй и третий акты спектакля – это постапокалипсис. Сначала там были такие шикарные американские флаги, а потом в них все завернуто, они грязные, потрепанные, стоят палатки, сделанные из этих флагов. Вот здесь есть некий антиамериканизм.

Был еще интересный проект. Два спектакля в берлинской Дойче опер. Я спел Бартоло. Очень хорошая постановка. Мне понравилось, что в ней очень много деталей. Сейчас я буду петь днем тридцать первого декабря. Мне понравилась не только постановка, но и зрители. Я думаю, что это был очень крутой опыт. Потому что Берлинская немецкая опера очень хороша. Это здание, где есть огромная пристройка с репетиционной базой, пошивочными цехами и прочее-прочее. Там огромный зал и очень крутая акустика, наверное, лучшая акустика. Признаюсь, мне кажется, что лучшая акустика, с которой я работал, – в Челябинске и в Берлинской немецкой опере. Почему? Потому что все звонко. Ты слышишь себя. В нашем театре – абсолютно искренне скажу – она лучше, чем, скажем, в Михайловском, но все равно немного сложновата. А там было приятно петь, потому что звук летит.

В каких российских театрах вы пели?

Важная была премьера – а для меня не совсем премьера – в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Я спел Риголетто (впервые эту партию я исполнил в Челябинской опере). Они искали хорошего Риглетто, и в итоге остались очень мной довольны, даже хотели сразу в штат забрать. Теперь планируют показывать постановку раза четыре-пять в год и готовы подстраиваться под мой график. Я рад, потому что Риголетто для меня, как и для каждого баритона, наверное, это уже топ из топов. Мне удалось это спеть неплохо. Я считаю, что, безусловно, это величайшая опера, не потому, что я люблю эту партию, а потому, что эта музыка гениальна. Я считаю, что такая опера, дай Бог, будет и у нас в театре. Потому что она потрясающая. И петь Риголетто – большая честь и большая ответственность.

Где еще в России вы выступали?

В Челябинске я пел Риголетто, но это было пять лет назад. В этом году был интересный проект в омской филармонии. Мы пели c с нашими солистами «Франческу да Римини» Рахманинова. Было очень приятно, когда дирижер «прибрал» оркестр и получился спектакль, несмотря на то что было концертное исполнение. Но настолько волшебна музыка Рахманинова. Идет Год Рахманинова, поэтому оперы этого композитора должны быть в каждом музыкальном театре в России и желательно по миру. Эта музыка – русский веризм. Это такая предельная эмоциональность – гиперэкспрессия. Она близка каждому. Публика была очень довольна, нас много раз вызывали на поклон, а потом капельдинеры нам сказали, что так тепло оперу обычно не принимают. Там были наши солисты – Владимир Кучин, София Бачаева, Максим Головачев и тенор из московской консерватории. У нас получился живой спектакль, от него остались очень приятные впечатления.

В декабре, в начале января вы что-то будете петь в Новосибирске?

Только что у нас прошел «Севильский цирюльник», прекрасный спектакль, в котором я исполнил партию Бартоло. Еще в нем Фигаро пел Павел Янковский, наш большой друг. Его участие – очень хороший знак, он очень хороший баритон. Я думаю, что он еще к нам обязательно приедет. В январе у меня три выступления. В начале января – «Летучая мышь», музыка самая новогодняя. Это просто веселье, это брызги шампанского, это новогоднее настроение, вальс. Я считаю, что получат удовольствие и артисты, и зрители. Потом будет давно не петый мной Белькоре из оперы «Любовный напиток». Тоже здесь в тему, потому что, по сути дела, любовный напиток – бутылка вина, которую плут Дулькамара под видом чудодейственного любовного напитка предлагает простодушному юнцу Неморино. В конце января очень любимый мной спектакль и очень любимая мной партия, за которую я, кстати, получил недавно награду Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Мастер сцены», – Григорий Грязной в «Царской невесте».

Ваши пожелания поклонникам к Новому году?

Дорогие зрители, сибиряки и гости региона, я думаю, что не будет лишним пожелать вам крепкого сибирского здоровья в наш достаточно непростой век. Будьте здоровы, крепки, как вот этот сибирский мороз. И приходите в наш театр за душевной атмосферой и праздничным настроением. Без вас наша работа лишена смысла. Мы вам на каждом спектакле отдаем частицу своей души, и каждый спектакль живет своей жизнью. Одно дело – спеть оркестровую репетицию, другое – выходить на сцену, когда тебя слушает зритель. Это совершенно потрясающее чувство! Приходите в наш театр за жизненным тонусом. Счастья и всего самого хорошего!

Приглашаем на ближайшие спектакли Алексея Зеленкова:
Оперетта И. Штрауса «Летучая мышь» – 2 января в 17:00 на Большой сцене НОВАТа. Фальк – Алексей Зеленков.
Опера Г. Доницетти «Любовный напиток» – 5 января в 17:00. Белькоре – Алексей Зеленков.
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» – 28 января в 17:00. Григорий Грязной – Алексей Зеленков.

Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в Оперном! НОВАТ