Интервью

Кристина Кретова и Игорь Цвирко о любви к балету «Анюта»

22 Августа 2023

Интерес зрителей к балету Владимира Васильева «Анюта» со дня триумфальной майской премьеры постоянно растет. Аншлаги следуют за аншлагами.

Зрители восторженно приняли постановку, в которой сюжет, тонкий психологизм и ирония чеховского рассказа раскрываются перед зрителем благодаря великолепной музыке Валерия Гаврилина, изящной и сложной хореографии Владимира Васильева и, конечно, отточенной технике и актерскому мастерству исполнителей. В предстоящих показах «Анюты» зрители смогут увидеть в главных партиях не только любимых солистов НОВАТа, но и звезд российского балета.

В спектакле 25 августа главные партии исполнят ведущие солисты Большого театра России, звездный дуэт на сцене и в жизни – Кристина Кретова (Анюта) и Игорь Цвирко (Модест Алексеевич).

Говорит Кристина Кретова, исполнительница партии Анюты.

Кристина, вы танцевали в спектакле «Анюта» c момента прихода в Большой театр, а затем при подготовке возобновления работали с Владимиром Васильевым, постановщиком балета. Была ли радость от возобновления спектакля?

Безусловно, я была очень рада. Это был один из самых первых моих спектаклей, который я исполнила в Большом театре, как только пришла в него. Было это одиннадцать лет назад. Тогда мне не удалось поработать с Владимиром Викторовичем Васильевым. А случилось это уже десять лет спустя, при возобновлении «Анюты». Но мне однажды посчастливилось с ним танцевать на одной сцене, он исполнял роль моего отца. Это было в Казани. Поэтому, конечно же, мы все с нетерпением ждали возвращения «Анюты». И, честно говоря, немножко уже потеряли надежду. Но, слава богу, этот спектакль снова с нами. Билеты раскупаются в считанные часы, зрители всегда восторженно воспринимают этот спектакль. Поэтому как счастливы артисты, так счастлив и зритель.

Что вы можете сказать о своей героине, как вы ее оцениваете?

Для меня это девушка со сложной судьбой, очень неоднозначным характером, перед которой стоит выбор. Она прекрасно понимала, что ей нужно помогать папе и двум младшим братикам. Но моя героиня заигралась. На мой взгляд, она могла бы себя вести поскромней. Но ей понравилась эта роскошная жизнь: она поняла, что она всем нравится. И пустилась во все тяжкие. Поэтому мне мою героиню даже где-то жалко. И поэтому в сцене на катке я делаю такие акценты, которые заметила в свое время у Екатерины Сергеевны Максимовой: в глазах Анюты пустота, боль, горечь оттого, что что-то в жизни пошло не так, как она себе планировала, не так, как она намечтала.

В балете много пальцевой техники, в которой была сильна муза Владимира Васильева, его жена Екатерина Максимова. В то же время в балете много актерской игры. Сложно все это было исполнять?

Пальцевая техника действительно в этом спектакле сложная, особенно во втором акте, во время исполнения всем известной тарантеллы. На самом деле подражать Екатерине Сергеевне очень сложно, поэтому я старалась искать какие-то свои нюансы, конечно же, смотря ее видео и кое-что беря оттуда. Но все равно старалась найти какие-то свои акценты. И Владимир Викторович, конечно же, помог мне. Я помню, когда при возобновлении «Анюты» мы прошли генеральный прогон, он попросил маэстро, чтобы на следующий день на премьерном показе он мне сыграл тарантеллу в два раза быстрее. В общем, мне кажется, что это и правильно. Должна быть такая бравурная часть в этом спектакле, которая показывает ветреный характер Анюты и то, что она вот такая всеми любимица.

Вы танцуете со своим мужем Игорем Цвирко. У него в этот день будет день рождения. Это романтично отпраздновать день рождения вдали от друзей, после исполнения любимого балета?

У Игоря день рождения 25 августа. Обычно это время отпусков и Игорю отметить свой день рождения на сцене не удается. Когда нам предложили эту дату мы тут же согласились. Наконец-то он отметит свой день рождения таким замечательным спектаклем. Мы его поздравим на сцене и прокричим ему «Браво»!

Говорит Игорь Цвирко, исполнитель партии Модеста Алексеевича:

Владимир Васильев рассказывал о том, что обсуждается вопрос возобновлении постановки «Анюты» в Большом театре он узнал, увидев в соцсетях фото Игоря Цвирко, примеряющего костюм Модеста. И вы признавались, что ваша история любви с балетом Васильева имеет долгий характер.

Признаюсь честно, я мечтал об этой роли, когда был еще студентом младших классов академии. Я танцевал партию брата Анюты, а исполнителями главной роли Модеста были Геннадий Янин и Александр Петухов. Чрезвычайно разные, но абсолютно потрясающие артисты. На выпускном экзамене по актерскому мастерству именно монолог Модеста я исполнял в учебном театре. Придя в театр, я танцевал в кордебалете, бал, департамент, потом четыре щеголя. И мечтал исполнить роль Модеста, но спектакль потом ушел со сцены. И, можно сказать, я восемь лет ждал возможности исполнить свою мечту.

Все, кто работал с Васильевым, вспоминают это как событие, как великий урок на всю жизнь. Как вам сработалось с мастером?

Работать с Владимиром Викторовичем было одно удовольствие. Столько энергии столько наставлений, столько тонких нюансов и пожеланий было сделано и сказано! Я надеюсь, что оправдал его ожидания. В этой партии расти актеру можно постоянно. После нескольких спектаклей я понимаю, что можно еще и еще прибавлять и в понимании, и в оправдании действия, и в присутствии на сцене.

Роль-партия Модеста Алексеевича совершенно иная, чем те, в которых вас привыкли видеть. Хотите продолжить иное амплуа?

Да, кардинально другая, но в этом прелесть и нашей профессии, и моего амплуа. Моя природа позволяет быть и карикатурным Модестом, и смелым воином Спартаком, и страстным Базилем, и трогательным Меркуцио. Подобная Модесту роль у меня была в «Парижском веселье», где я исполнял роль Оффенбаха, за которую был номинирован на «Золотую маску». И, конечно да, хочу.

Балет «Анюта» с участием звезд Большого театра Кристины Кретовой и Игоря Цвирко состоится 25 августа на Большой сцене НОВАТа.

В спектакле 24 августа партию Анюты станцует Ксения Захарова, Модеста Алексеевича – Никита Ксенофонтов, Артынова – Роман Полковников, солисты НОВАТа, отобранные Владимиром Васильевым для исполнения премьерного показа.