Интервью

Петербургская сибирячка Анна Даттай вновь на сцене НОВАТа

27 Апреля 2024

Солистка петербургского Михайловского театра Анна Даттай свою вокальную карьеру начинала на сцене НОВАТа. Выпускница новосибирской консерватории, ученица выдающейся певицы и педагога Зинаиды Захаровны Диденко, впервые вышла на новосибирскую сцену еще во время учебы в партии Лиу в «Турандот» Дж. Пуччини. В НОВАТе Анна спела Франческу в опере С.В. Рахманинова «Франческа да Римини», Микаэлу в «Кармен» Ж. Бизе, Татьяну в «Евгении Онегине» и заглавную партию в «Иоланте» П.И. Чайковского, Памину в «Волшебной флейте» В.А. Моцарта. В этом году артистка уже дважды участвовала в спектаклях НОВАТа. В ближайшем показе оперы «Аида» 28 апреля вновь исполняет заглавную партию.

Накануне спектакля артистка рассказала, как развивается ее карьера в петербургском театре и о своих впечатлениях от новой встречи с новосибирской сценой.

Вы второй раз будете петь партию Аиды на нашей сцене. Каковы ваши ощущения от возвращения на сцену своего первого театра?

Я очень рада, что снова пою в новосибирском оперном, потому что я очень люблю этот театр. Признаюсь, в первый раз вернуться на эту сцену было очень волнительно. Здесь ведь есть педагоги, которые знают меня с самых первых моих шагов в театре. Когда я в первый раз пела Аиду в Михайловском театре, я даже не так сильно волновалась, как перед первым исполнением этой партии здесь в феврале этого года. Во-первых, это самая большая по объему моя работа, во-вторых, это уже более крепкий репертуар. Я скучаю и по новосибирским спектаклям: по «Турандот» и моей любимой Лиу, по «Кармен», в которой здесь впервые пела Микаэлу. В Михайловском тоже сейчас есть эта опера, и я в ней пою партию Микаэлы, но мне очень нравится и новосибирский спектакль.

Уже вторую «Аиду» в НОВАТе вы поете с Михаилом Пироговым и Ксенией Дудниковой. Как вам с ними работается?

v

Просто замечательно. Михаил ‒ очень хороший партнер, теплый человек, всегда поможет, подскажет. Вообще, очень приятно работать и Мишей, и с Ксенией, и с Павлом Анциферовым, с которым я познакомилась на февральской «Аиде», где он пел в первый раз партию Амонасро. Паша тоже прекрасный певец, отличный партнер.

Что происходило в вашей творческой жизни с момента, как вас пригласили в оперную труппу Михайловского театра?

Мне почти сразу предложили исполнить партию Лизы в «Пиковой даме» Чайковского. Затем в оперетте «Летучая мышь» на сцене Эрмитажного театра я спела Розалинду. Это было концертное исполнение, тоже постановка Михайловского театра. Потом был дебют в партии Амелии в «Бале-маскараде» Верди. Дебют был довольно успешным: публика очень хорошо нас принимала, зрители написали мне много теплых сообщений после спектакля. Затем была премьера постановки «Летучей мыши» на сцене Михайловского театра в постановке режиссера Юлии Прохоровой, где я вновь пела Розалинду. Люблю этот спектакль, всегда очень жду его. Как раз вскоре после Аиды буду петь Розалинду вместе с Сергеем Кузьминым, который тоже ранее работал в труппе НОВАТа. После Розалинды в Михайловском театре состоялся значимый для меня дебют в партии Аиды. Постановка Михайловского театра просто идеальна для дебюта, спектакль поставлен очень удобно для вокалиста, а сама музыка ведь достаточно сложная, да и материал масштабный. Я очень благодарна дирижеру Александру Соловьеву и Юлии Прохоровой, ассистенту режиссера, за то, что с ними процесс ввода в «Аиду» был у меня очень спокойным и комфортным ‒ никакого стресса, давления, зажимов. В этом большая заслуга именно Александра Александровича: он пришел, послушал, позанимался со мной, что-то подсказал, направил, и в итоге я вышла на спектакль очень спокойной, довольно уверенной. Волнение, конечно, присутствовало, но это было скорее предвкушение, а не страх. Меня очень поддерживали и партнеры. Вообще, труппа Михайловского меня тепло приняла. Вспоминается такой эпизод: перед «Аидой» Александр Александрович на репетиции, открывая партитуру, сказал нам с Катей Егоровой, которая пела Амнерис: «Девчонки, я чувствую, что завтра будет очень хороший спектакль». Не каждый может найти возможность вселить в тебя уверенность, подойти непосредственно перед спектаклем и сказать какие-то ободряющие слова. Меня очень поддерживали и во всем помогали и партнеры, и педагоги, и концертмейстеры. Мне помогает коуч, благодаря которому у меня неплохое произношение на итальянском языке, что отмечают мои коллеги. Эта помощь и поддержка очень помогает моему профессиональному развитию. Вообще, я лучше чувствую себя в зарубежном материале, это еще со времен консерватории.

У нас есть повод вспомнить вашего педагога в консерватории Зинаиду Захаровну Диденко. Насколько нам известно, она тоже считала, что вам подходит музыка Верди, Пуччини.

Да, я с ней готовила Лиу, мы разбирали «Аиду». На самом деле, Зинаида Захаровна мне не раз говорила: «С твоим нутром, с твоими пиано, с твоим пониманием музыки у тебя лучше всего получатся две партии, они и станут твоими коронными». Одну из этих партий я уже пою ‒ это Аида, а вторую я не хочу называть, пока не представится возможность исполнить ее. Зинаида Захаровна в свое время была лучшей Аидой новосибирского театра и всегда пророчила мне успех в этой партии.

Расскажите о ваших дебютах на сцене Большого театра.

В Большом театре я спела Розалинду в «Летучей мыши». Там потребовалась артистка, которая могла бы исполнить эту партию на немецком языке, а я как раз чуть ранее спела Розалинду в Михайловском театре. Еще меня приглашали в Большой театр спеть Лизу в «Пиковой даме».

Как артистке вам ближе Розалинда и легкая, искрометная «Летучая мышь» или трагические роли?

Я начинала с драматичных, трагедийных ролей, но с удовольствием погружаюсь в легкую комедийную атмосферу «Летучей мыши». Всегда интересно пробовать что-то новое для себя, но я все-таки больше люблю пострадать на сцене.

Дж. Верди «Аида» ‒ 28 апреля в 17:00. С участием звезд оперной труппы Михайловского театра Анны Даттай, Михаила Пирогова и солистов НОВАТа: Ксении Дудниковой, Никиты Мухина, Павла Анциферова, Софии Бачаевой, Алексея Лаушкина, Виктора Дитенбира.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в Оперном! НОВАТ