СМИ о нас

Приска Цайзель: «Предназначение артистов – делать этот мир лучше»

10 Января 2024

Имя австрийской балерины Приски Цайзель широкая общественность узнала в один день. Именно она на культурном форуме в Санкт-Петербурге задала Владимиру Путину вопрос, есть ли у него желание закрыть окно в Европу, прорубленное Петром I. Российский президент ответил с юмором: «Если дует, то можно и прикрыть».

Если для широкой публики история Приски Цайзель стала открытием, то балетная и околобалетная публика достаточно активно обсуждала эту ситуацию. Талантливая австрийская балерина танцевала на сценах Вены и Мюнхена, а в июле этого года приняла участие в гала-концерте в Севастополе в Крыму. По возвращении артистки в Мюнхен у нее возникли сложности с карьерой в Баварском государственном балете, и она была вынуждена расторгнуть контракт с театром, в котором работала с 2016 года и прошла путь от солистки до прима-балерины. Летом 2023 года художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман приглашает Приску Цайзель в труппу и сейчас она активно задействована в репертуарных спектаклях.

Словом, все счастливо завершилось. А дальше лучше пусть балерина сама о себе все расскажет.

В каком возрасте вы узнали о балете, как и где начали им заниматься?

Можно сказать, что танцы – это то, с чем я родилась, потому что моя мама была профессиональной балериной. Она танцевала в Венской государственной опере. И несмотря на то, что она уже завершила свою профессиональную карьеру балерины к тому времени, когда я стала себя осознавать, была и остается моей самой большой поддержкой. Это очень помогло мне стать профессиональной балериной. Поэтому могу сказать, что меня всегда окружал танец, но свое профессиональное обучение я начала только в десять лет в балетной школе Венской государственной оперы.

Школа при Венской опере считается очень хорошей, с традициями. Кем были ваши педагоги?

Педагогом, который повлиял на меня больше других, была Галина Скуратова, (заслуженная артистка России, в прошлом ведущая солистка московского государственного театра балета), а по принятию меня в балетную труппу Баварской оперы в Мюнхене на меня большое влияние оказала работа с Яной Серебряковой, которая ранее работала в Новосибирском театре оперы и балета. Я бы сказала, что она сильно повлияла на мое мышление и трудовую этику и сделала меня той балериной, которой я являюсь сегодня.

Когда вы поняли, что хотите стать профессиональной балериной?

Когда впервые вышла на сцену Венской государственной оперы. Это был итоговый концерт школы, мне было 11 лет. Не поверите, я танцевала русский танец «Камаринская»! Есть в этом что-то провидческое.

В каком театре вы начали свою профессиональную карьеру балерины?

Свой первый ангажемент я получила в 15 лет в Венской государственной опере под руководством Мануэля Легри. Наверное, это судьба, я должна была продолжить обучение в Монте-Карло. Я получила полностью оплаченную стипендию в этой прекрасной школе, а за два дня до отъезда мне позвонили и спросили, могу ли я приехать в оперу на урок, на следующий же день мне представили трудовой договор.

После ангажемента в Вене в 2016 году я перешла в Баварский государственный балет в Мюнхене, которым тогда руководил Игорь Зеленский. Меня ввели во многие спектакли, я значительно расширила свой репертуар и в 2019 году стала прима-балериной. В эти годы у меня была возможность танцевать с такими личностями, как Владимир Шкляров, Сергей Полунин, Осиэль Гунео и Мэтью Голдинг. Я танцевала в классических постановках Рудольфа Нуреева, Кеннета МакМиллана, сэра Питера Райта, Юрия Григоровича, Джорджа Баланчина, Джона Ноймайера, Рэя Барры, а также в современных постановках и творениях Дэвида Доусона, Твайлы Тарп, Уильяма Форсайта, Уэйна МакГрегора, Жана-Кристофа Майо. Это неполный список.

С сентября 2023 года вы прима-балерина Михайловского театра. Тайны в этом нет: в театр вас пригласил Владимир Кехман. Как вам ваш старт?

Должна сказать, что я очень благодарна Владимиру Кехману и Андрею Кулигину за то, что меня пригласили в Михайловский театр. Я танцую больше, чем когда-либо в жизни, и всегда мечтала об этом.

Кого из балерин и артистов балета вы считаете для себя эталонными?

В детстве, конечно, для всех нас образцами для подражания была Сильви Гиллем. Образцами для подражания были и Светлана Захарова, и Виктория Терешкина, но, вообще, я стараюсь найти вдохновение везде. Мы все много работаем, и в каждом есть что-то особенное.

Вы в Крыму выступали два раза. В 2019 году участвовали в показе балета «Спартак» с НОВАТом, а в нынешнем году – в большом гала. Кто вас пригласил?

Меня пригласил Андрей Иванович Уваров, как вы верно заметили, я ранее танцевала на этом фестивале в 2019 году партию Эгины в «Спартаке».

Думали ли вы, что обычное участие в творческом проекте вызовет такую агрессивную реакцию в театре, которому вы служили. Почему такой реакции не последовало в 2019-м? Какие отношения у вас были с коллегами по труппе в Мюнхене?

К сожалению, в некоторых отношениях этого следовало ожидать. У меня стало мало спектаклей, а мне 28 – отличный возраст для нашей профессии. Танцевать очень хочется. Как можно отказаться от проекта с большим количеством звезд мирового балета на одной сцене? Таких шансов в жизни ничтожно мало. Я понимала, что после моего участия в проекте условия для моей работы в Мюнхене вряд ли улучшатся, тем не менее, решила принять участие. В конце концов, предназначение артистов делать этот мир лучше, а не наоборот. А отношения с коллегами были очень хорошими.

Уже в январе вас ждут в Новосибирске. В балетах «Спящая красавица» и «Спартак» вы будете танцевать со звездами НОВАТа – Анной Жаровой, Романом Полковниковым, Артемом Пугачевым. С каким чувством вы ожидаете свой дебют на новосибирской сцене?

Очень жду своего дебюта в Новосибирске. Для меня большая честь танцевать там и получить новый опыт. С Романом Полковниковым я познакомилась этим летом на гала-концерте в Крыму, и мы снова встретились на гала-концерте в Михайловском театре и во МХАТе Горького. Я давно не танцевала в балете «Спартак». Он был в репертуаре Баварской оперы несколько лет назад. Очень скучаю по этому балету.

Совершенно понятно, что вы сегодня очень загружены: за короткий срок необходимо подготовить такой объем материала. Как я понимаю, нет возможности отдохнуть полноценно, посмотреть кино, послушать любимую музыку. На книги есть время?

Вы совершенно правы. Нет времени на увлечения. Основная задача, которую я себе ставлю – интегрироваться в новое для меня общество. Но в будущем я хотела бы читать больше русской литературы, сначала в переводах, но потом, надеюсь, и в оригинале. Я до сих пор помню, как я была очарована, когда впервые прочитала «Анну Каренину», думаю, это до сих пор моя любимая книга. Хочу больше слушать русской классической музыки, узнать русскую живопись. Для меня сегодня посмотреть кино, послушать любимую музыку – это недоступная роскошь. Надо многое сделать.

Считаете ли вы возможным разделение культур на русскую и европейскую?

Я думаю, что культура слишком переплетена, чтобы провести здесь четкое разделение. Поэтому не считаю это возможным, а самое главное – нужным!

Думали ли вы, что будете на встрече с Путиным, зададите ему вопрос, и он так живо на него отреагирует?

Я никогда не могла себе это представить. Но жизнь всегда полна сюрпризов и неожиданных поворотов. Больше всего мне понравилось, с каким чувством юмора Владимир Владимирович ответил. Значит, все будет хорошо.

Александр Савин, портал о культуре «CultVitamin»
Ссылка на полный источник

Встречаем Приску Цайзель на Большой сцене НОВАТа в балетах «Спящая красавица» 21 января (Принцесса Аврора) и «Спартак» 22 февраля (Эгина).

Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на балете! НОВАТ